«Развитие и формирование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Гордеева наталья Юрьевна

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

         Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом даётся установка на создание нового  —  измени, придумай, сочини) к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений и , наконец к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни. (Н.А.Ветлугина, А.И Ходькова и др.)

         Чтобы ребёнок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развивать ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувства ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение , фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

       Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Актуальность темы обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста недостаточно уделяется внимание организации пения, не разработаны приёмы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребёнка. Нет целостности системы развития певческих способностей детей. Учитывая это, была выбрана тема данной работы – развитие и формирование вокальных навыков у  детей старшего дошкольного возраста, беря за основу подготовительную к школе группу детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определёнными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.

    Музыкально – дидактические игры играют значительную роль в развитии у детей музыкальных способностей. Они в доступной игровой форме помогают разобраться в соотношении звуков на высоте, развивают чувства ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают  перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

    Исходя из вышеизложенного, была определена цель углублённой работы: формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр и упражнений.

 

Задачи:

рассмотреть возможности формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей слуха и голоса детей данного возраста;

— определить конкретную последовательность формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста;

— разработать систему музыкально – певческого материала (песен, упражнений), подобрать приёмы, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков старших дошкольников;

— применить на практике изученные приемы и средства для развития вокально – хоровых навыков старших дошкольников.

Объект исследования:  дети старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования – стало предположение, что формирование певческого  навыка  у старших дошкольников будет успешным и эффективным при использовании различных дидактических игр и упражнений.

 

×
×