Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Автор: Харюшина Галина Михайловна

 

 

 

 

 

Развитие

интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

посредством использования

палочек Кюизенера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харюшина

Галина Михайловна,

воспитатель

КОГАУСО «Межрайонный

комплексный центр

социального обслуживания населения

в Кирово-Чепецком районе»

 

 

 

 

Пояснительная записка

Палочки Кюизенера – широко известный во всем мире материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает (см. таблицу 1).

Таблица 1

Цвет

Длина

(в см)

Число

Количество палочек в наборе

Белая

1

1

25

Розовая

2

2

20

Голубая

3

3

16

Красная

4

4

12

Желтая

5

5

10

Фиолетовая

6

6

9

Черная

7

7

8

Бордовая

8

8

7

Синяя

9

9

5

Оранжевая 

10

10

4

 

Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 3 лет. Занятия с их использованием желательно проводить в системе, чтобы дети не теряли приобретенные навыки.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

·                     Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.

·                     Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» для детей от 2 до 3 лет.

·                     Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.

·                     Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».

·                     Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.

·                     Комплект игр «Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

·                     Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Игровые задачи цветных палочек:

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, активности, мелкой моторики, наглядно-действенного пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий (младший дошкольный возраст) палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветом, размером.

На втором этапе (старший дошкольный возраст) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

              Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

              Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упраж­нять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

              Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

              Осваивать прямой и обратный счет.

              Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

              Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на…), пользоваться знаками сравнения <, >.

              Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

              Научить делить целое на части и измерять объекты.

              Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способ­ности к моделированию и конструированию.

              Познакомить со свойствами геометрических фигур.

              Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

              Развивать логическое мышление, внимание, память.

              Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости­жении цели.

Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

 

Перспективное планирование

 палочки Кюизенера (старшая группа)

 

 

Месяц

Совместная деятельность воспитателя и детей

Методическое обеспечение

Дидактические игры и упражнения

Цель

Сентябрь

Д/упражнение

«Построй по порядку»

Закрепить знания детей о соответствии цвета палочки  — числу,  и порядковом счете.

З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, стр. 123

Д/и  «Цветные коврики»

 

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.   

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 8

Д/упражнение «Играем с цветом»

 

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбини­ровать цвет в рисунке. Учить детей работать с алго­ритмами. Развивать наблюдательность, память, вни­мание, фантазию.               

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 9

 

Октябрь

Д/упражнение

«Засели числовые домики»

Продолжать  закреплять умение знания детей о соответствии цвета палочки  — числу. Учить выкладывать состав числа, используя палочки Кюизенера. Закреплять знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение «Измерение с помощью палочки – мерки»

Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.         

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 10

 

Д/упражнение «Выкладываем схемы»

Развивать умение работать со схемой, выкладывая из палочек изображения, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Закреплять умение соотносить цвет палочки с числом.

Альбом-игра «На золотом крыльце»

Ноябрь

Д/упражнение

«Построй фигуру»

Учить детей создавать фигуру, руководствуясь словесной инструкцией. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Альбом-игра «На золотом крыльце»

Д/и  «Подбери цифру»

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 13

 

Д/упражнение «Как разговаривают числа»

 

Учить детей оперировать числовыми значениями цветных палочек. Познакомить с понятиями «больше», «меньше».

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 38

Декабрь

Д/упражнение «Расколдуй сказку»

 

Закреплять понимание между числом и цветом палочки. Освоение операции «декодирования». Обучение рассказыванию сказок по заколдованным сюжетам.

Альбом-игра «На золотом крыльце»

Д/и «По порядку становись…»

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления.

Новикова В.П., Тихонова Л.И.
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 58

Д/упражнение «Построй по образцу»

 

Развивать умение работать по числовым схемам, развивать способности к анализу, умения анализировать схему, выделять отдельные элементы, соотносить число палочки с цветом.

Альбом-игра «На золотом крыльце»

Январь

Д/упражнение «Выложи цифры из палочек»

Закреплять умение работать со схемой. Учить использовать различные способы сравнения по длине («наложение», «приложение», «на глаз»).

Альбом-игра «На золотом крыльце»

Д/и  «Кто где живет»

Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 15

 

Д/упражнение «Найди пару»

Закрепить знания детей с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношениями цвет-длина-число. Учить детей соотносить  цветную палочку с  количеством предметов, с числовой фигурой (числа расположены в разных вариантах: линейно, в виде треугольника, по кругу).

З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, стр. 123

Февраль

Д/упражнение «Поезда»

 

Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, развивать умение мыслить рассуждать.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, стр. 67

Д/и «Весы»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать  умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 16

 

Д/упражнение «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

Учить детей определять числовое значение цветных палочек. Формировать у детей умение строить числовой ряд. Развивать зрительный глазомер.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 40

Март

Д/упражнение «Конструируем посуду»

Закреплять умение работать по схеме, продолжать знакомить с симметрией. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Комплект игр «Посудная лавка. Кростики»

Д/упражнение «Конструирование цифр»

Продолжать учить порядковому счету в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20

 

Д/и «Найди дом для палочки»

Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 18

 

Апрель

Д/упражнение «Выкладываем цветок» (слуховой диктант)

Закреплять умение считать и отсчитывать, продолжать знакомить с симметрией. Обучать использованию системы координат. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Комплект игр «Кростики»

Д/и «Поезда»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел, используя палочки Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.           

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 35, 36

Д/упражнение «Сказочный город»

Продолжать учить работать со схемой, продолжать учить ориентировке в пространстве. Создание своих сюжетов.

 

Май

Д/упражнение «Улица разноцветных палочек»

 

Закреплять знания детей о соответствии цвета палочки  — числу, o принципе окраски палочек – «цветные семейки», с соотношениями цвет-длина-число. Закреплять умения выкладывать состав числа, используя палочки Кюизенера.

Альбом-игра «На золотом крыльце»

Д/упражнение «Число-головоломка»

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20

Д/упражнение «Что пропустили»

Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.     

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование 

палочки Кюизенера (подготовительная группа)

 

 

Месяц

Совместная деятельность воспитателя и детей

Методическое обеспечение

Дидактические игры и упражнения

Цель

 

Сентябрь

 

Д/упражнение

 «Цвет и число»

 

Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого, подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 35

Д/упражнение

«Море волнуется»

Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию, закреплять навыки измерительной деятельности.

Новикова В.П., Тихонова Л.И.
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 27

Д/упражнение

«Поезд»

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

 

Октябрь

Д/упражнение

«Число и цвет»

 

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 36

Д/упражнение

 «Больше – меньше»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 18

 

Д/упражнение

«Засели числовые домики»

Продолжать  закреплять умение знания детей о соответствии цвета палочки  — числу. Учить выкладывать состав числа, используя палочки Кюизенера. Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Ноябрь

 

Д/упражнение

«Составь коврик»  числа 5»

Закреплять знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение

«Путешествие на поезде»

Закреплять понятие: «который  по счёту». Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

 

 

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 37

Д/упражнение

«Состав числа»

 

Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Декабрь

Д/упражнение

«Составь коврик»  числа 6»

Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение

 «Мы с Тамарой ходим парой» 

Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара».

 

Новикова В.П., Тихонова Л.И.
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера

Д/упражнение

«Как ещё растут дома из чисел»

Учить составлять число из 2 меньших чисел.

 

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 43

Январь

Д/упражнение

«Составь коврик»  числа 7»

Закреплять знания детей о составе числа 7 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение «Разведчики»

Развивать умение детей работать с палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой-схемой.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 18

 

Д/упражнение «Кто в домике живёт?»

Учить составлять число из 2 меньших чисел.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, ст. 44

Февраль

Д/упражнение

«Составь коврик»  числа 8»

Закреплять знания детей о составе числа 8 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение «Дополни»

 

Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 11

 

Д/упражнение

«Как узнать номера домов на новой улице?»

Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 45

Март

Д/упражнение

«Составь коврик»  числа 9»

Закреплять знания детей о составе числа 9 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение «Число – головоломка»

 

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20

 

Д/упражнение «Полосатая салфетка»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел.

Новикова В.П., Тихонова Л.И.
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 41

Апрель

Д/упражнение

«Составь коврик»  числа 10»

Закреплять знания детей о составе числа 10 из единиц и двух меньших чисел.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение

 «Чёт-Нечет»

 

Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 50

Д/упражнение «Время»

 

Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

Новикова В.П., Тихонова Л.И.
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, стр. 56

Май

Д/упражнение

«Составь коврик»  чисел 7, 8, 9,10»

Учить составлять коврики для чисел 7, 8, 9, 10. Учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления  о действиях сложения и вычитания.

Смоленцева А.А. Математика до школы, стр. 38

Д/упражнение

«Как растут числа»

Продолжать учить детей увеличивать, уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа. Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, стр. 45

Д/упражнение «Число-головоломка»

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой.

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ, стр. 20

 

Библиографический список

 

1.        Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – Издательство «Гном и Д», 2008.

2.        Комплект игр «Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

3.        Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.

4.        Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

5.        Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — Москва: Просвещение, 1985 — с.96

6.        Михайлова З.А, Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016

7.        Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008

8.        Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников — Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 1997.

9.        Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007

10.     Смоленцева А.А. Математика до школы — Детство-Пресс, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×