Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения в начальных классах

Автор: Ирина Вячеславна Абакумова

Развитие креативного мышления

на уроках литературного чтения в начальных классах.

 

«Если ученик в школе не научиться сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые, научившись копировать,

умели делать самостоятельное приложение этих сведений»

Л.Н.Толстой.

 

Современное общество испытывает потребность, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. В связи с переходом всех образовательных учреждений России с 1 сентября 2011 года на новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, выросла потребность в совершенствовании приёмов и методов работы с детьми, которые позволят развить в учащихся самостоятельность мышления, креативность, способность к решению жизненных задач нестандартными методами.

 

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельный характер, ставящий главной целью развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие. Человечеству нужен новый тип мышления – креативный.

Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения.

В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием «творчество», рассматривается как личностная характеристика.

 

Придерживаясь позиции учёных, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, можно выделить компоненты творческих способностей младших школьников:

  • творческое мышление;

  • творческое воображение;

  • применение методов организации творческой деятельности.

 

Развитие креативности способствует решению следующих задач:

    1. Научить детей мыслить в разных направлениях.

    2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях.

    3. Развивать оригинальность мыслительной деятельности.

    4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.

    5. Развивать свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

 

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Творчество является целеустремлённым, упорным, напряжённым трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. А вот этого то и нам, и нашим детям порой не хватает.

Учителям начальных классов повезло, именно мы работаем с детьми, где есть желание творить и фантазировать. Учителя начальной школы должны закладывать фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся; приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

У детей особое творчество — практическое. Они не осознают связи между действиями, а видят только результат.

 

В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все без исключения обладают разными творческими способностями. Просто у одних детей они ярче выражены, а их легче заметить. Учителю нужно суметь раскрыть и развить способности в каждом ребёнке, поверить в свои силы. Для этого формирования творческих способностей учеников учителю нужно учитывать:

  • общий уровень развития класса;

  • возрастные особенности формирования креативной среды;

  • личностные особенности учеников;

  • специфические черты и особенности учебного предмета.

Каждому учителю хочется, чтобы учебный процесс для его учеников был «погружением» в мир фантазий, добра и красоты. Поэтому педагогу самому надо приложить максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь детей, развивая их творческие способности.

Развивать творческие способности мы можем на любых предметах, начиная с первого класса. А уроки литературного чтения – это поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности детей. Одна из самых серьёзных задач – научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

На уроках литературного чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать текст, сами становятся маленькими поэтами и писателями, способными выражать в слове свои впечатления и переживания.

Творчество для ребёнка – процесс многообразный. Ребенок участвует в творческом процессе задолго до того, как научился читать.

 

Творчество начинается с игры. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя самые разные роли, ребёнок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать. А младший школьный возраст, это возраст, когда дети очень любят играть. Можно предложить следующие игры:

 

  1. Речевая игра – это стихи, с которыми и в которые можно играть. В них есть сюжет и действие, например: потешки, дразнилки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь, помогают преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребёнка интонационно богатой и выразительной.

 

  1. Игра в рифму – работа на воображение, чувство слова, чувство ритма. Называем фразу, а дети подбирают рифму: удил рыбу король – на крючок попалась фасоль. Это смешно, так как невпопад, но это тоже творчество. Например: И.Гамазкова «Кто как кричит?».

Сидит ворон на суку и кричит ….

Над селом взошла заря, петухи запели….

 

  1. «Укрась слово» подобрать к существительному прилагательные. Например, В.Драгунский «Что любит Мишка». М- милый, И- интересный, Ш-шустрый, К- красивый, А- активный.

  1. Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк по определённым правилам:

    • одно существительное; например: Родина,

    • два прилагательных; родная, любимая,

    • три глагола; любить, охранять, беречь,

    • предложение: Родина – мать, умей за неё постоять!

    • одно заключительное слово: мама.

 

Во 2-3 классах по программе «Перспективная начальная школа» дети знакомятся с японскими писателями (Иссё, Бусон, Тиё, Оницура), которые пишут «хокку». Дети сами учатся писать «хокку».

 

  1. Игра в словотворчество развивает чувство слова и воображение.

Например, игра «Кто где живёт?»: раки – в ракушках, в улье – улитки и так далее. Или «Что из чего делают?»: из мака – макароны, из дуба – дублёнки. Стихотворение И.Гамазковой и Е.Григорьевой «Живая азбука».

Жарким летом по горам в шубе бегает ….

В колючках ёж и ёрш, но сразу разберёшь:

Кто ёжится – тот…, а кто ершится — …

Уроки литературного чтения – это работа с литературным текстом, поэтому строить работу надо так, чтобы ребёнок чувствовал себя причастным событиям и переживаниям, о которых идёт речь в тексте. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Это умение реализуется на уроках через метод творческого чтения, который является основным при работе с художественным текстом и позволяет развить способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного.

 

В зависимости от вида творческой деятельности на уроках литературного чтения можно выделить четыре группы приёмов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников:

  • словесное развёртывание образов произведения (творческий пересказ, словесное рисование, слушание художественного чтения, выразительное чтение, воспоминания из своей жизни, рассказ по аналогии, придумывание вопроса к произведению);

 

  • театральная творческая деятельность (анализ иллюстраций, чтение по ролям, инсценирование);

 

  • изобразительная творческая деятельность (рисование эпизода, персонажа, серии рисунков; выполнении аппликации, лепка героев произведения, составление картинного плана);

 

  • музыкальная творческая деятельность (подбор музыкальных отрывков к образу героя, воспроизведение звуков и шумов).

Все учителя знают, что любая программа литературного чтения может быть реализована на уроках разного типа. Кроме традиционных уроков особое место отводится нетрадиционным: урок- сказка, урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-творчества, на которых «лучше всего проявляется интерес ребёнка и его читательские умения».

 

Наряду с приёмами метода творческого чтения на своих уроках я применяю метод творческих проектов. Этот метод позволит максимально объединить применение творческих приёмов. Например, проект «Разноцветные страницы». В результате каждый ребёнок сможет проявить себя в творчестве по – разному: чтеца, актёра, музыканта, художника.

Работая над развитием творческих способностей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере выполнить всё, что ты задумываешь. Но есть выход, это — внеурочная деятельность (можно использовать мультфильмы или их отрывки, словесные зарисовки, инсценирование произведений, создание новые произведение и мультфильмов).

Таким образом, применение на уроках креативных методов и приёмов обучения позволяют активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить качество урока, увеличить объём самостоятельной работы. Именно творческие работы вовлекают детей в читательскую самостоятельность и интерес к книге.

 

Итогом такой работы будет воспитание всесторонне развитой личности с высокими креативными способностями, которая способна нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, приспосабливаться к жизни в быстро меняющихся условиях.

Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.

Каждому учителю необходимо развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи.

 

×
×