РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Автор: Пронин Сергей Павлович

Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения как способ формирования компетенций в СПО, пришедшие на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения, компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: индивидуальные проекты, проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия.

Ключевые слова: креативность, технология проектного обучения, компьютерные технологии, профессиональная компетентность, креативные компетенции, дифференцированное обучение.

«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». — Поль Торренс. Новизна работы состоит в том, что обоснована концепция проектирования креативной образовательной среды на основе ФГОС с учётом современного развития компьютеров, телекоммуникаций и программного обеспечения обоснованы структура, особенности преподавания истории. Нам ясно и понятно, как формировать и ставить цели, и задачи. Но успех зависит не только от знаний,но и от умений применить их на практике. Даже первичные знания и умения связаны с навыками, которыми обладает человек. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения. Они необходимы в системе исторического образования, должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской

позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В чем состоит актуальность данной проблемы?

1. Отсутствие культуры мышления и низкий культурный уровень обучающихся.

2. Во многих действующих УМК креативный аспект остается недостаточно разработанным.

3. Снижение интереса школьников и студентов к обучению, к чтению,

грамотности.

Возникают противоречия, которые формируются из следующих критериев:

1. Между отсутствием заинтересованности в изучении предмета отдельными обучающимися и высокими требованиями ФГОС.

2. Между низким уровнем творческих способностей многих обучающихся и требованиями к изучению истории.

3. Между снижением интереса к истории у обучающихся и требованиями

к знаниям и умениям по истории.

Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовнонравственное становление молодежи. Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.

Целью дисциплины история является формирование компетенций будущего у

обучающихся, необходимых для их успешной социализации. Одной из таких

компетенций является – креативность.

Креативные компетенции – это гибкость ума, отношение к противоречиям, не стандартность мышления. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого педагога и развитие творческих способностей его обучающихся, поскольку творчество — это всегда новое, неизведанное, увлекательное многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период. Для этого необходимо развивать направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления. Акцентировать внимание к личностнопсихологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса. Ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических

проблем. Какими принципами я руководствуюсь в своей работе? Прежде всего,

принципами культуросообразности и креативности. Цель моих занятий — развитие владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Обучающиеся, заинтересованные в приобретении новых навыков, умений и знаний, при получении первого положительного результата, стремятся больше узнать о предмете, проникнуть в суть того, что им интересно, после чего они с желанием занимаются данным видом деятельности.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Так проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной

ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу. Коллективное обсуждение предполагает семинар-диспут. Семинардиспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он пред-

полагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику,

обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно

излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть

различными.

Один из методов проблемного обучения — учебная дискуссия. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

Технология дифференцированного обучения — это форма организации

учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного

процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциация является

индивидуальное обучение, поэтому понятие «дифференциация обучения» связано с понятием «индивидуализации». Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:

— создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого обучающегося при изучении истории;

— удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование

мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств.

Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.

В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно

рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся.

Можно сделать следующие выводы.

1. Благодаря этим методам и формам повышается самооценка обучающихся, обогащается их социальный и духовный опыт, приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Помогают решить проблему мотивации, формируют и совершенствуют

общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Позволяют повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и

повторения учебного материала, организации его практического применения,

Индивидуальный проект, с точки зрения обучающегося, — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это — деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Таким образом, эти формы и методы позволяют обучающимся не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.

Список использованных источников

1.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2016. -№ 4

2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования

// Народное образование. 2013. № 5.;

3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в

среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические

технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

4.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// 

×
×