Развитие критического мышления на уроках русского языка

Автор: Аксентьева Екатерина Александровна

Развитие критического мышления на уроках русского языка

 

Наш мир стремительно меняется, ускоряется темп жизни современного человека, появляются новейшие технологии, в первую очередь растет значимость науки и образования в современном мире.

Ведь образование — это мощный фактор эффективного решения важных жизненных задач. Таким образом, новое отношение к жизни требует от учителя нового подхода в обучении учащихся. Поэтому важно научить детей мыслить критически, по-новому, современно.

Критическое мышление — один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления — это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить.
 На уроках русского языка мы часто работаем с текстами разных видов, стилей и направленности в целом. Умение анализировать текст, выбирать из него главную информацию- это первоочередная задача для подготовки к ОГЭ по русскому языку, в частности.

      Чтобы понять текст, определить проблему, которая волнует автора текста, ответить на вопросы, связанные с пониманием текста, мы должны сначала прочитать его. Причем, не просто прочитать, а прочитать так, чтобы досконально понять текст. Каждому учащемуся я выдаю распечатанный текст, вслух мы прочитываем его (можно по цепочке, идет дополнительно подготовка к устному собеседованию), останавливаемся на ключевых моментах, формулируем вопросы, отвечаем на них. Таким образом дети запоминают и содержание текста, и улавливают основную мысль. Соответственно, уже можно выполнить задание 10 ОГЭ, где необходимо найти высказывания, которые соответствуют содержанию текста задание 13 – сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, где ребенку необходимо приводить примеры-аргументы из этого текста.

   Также с 5 класса ведется целенаправленная работа по анализу текста. Мы с детьми учимся чертить опорные схемы (хорошо работает прием на текстах-описаниях), где в центре пишем ключевую фразу или предмет, а затем его признаки. По данной схеме хорошо получается пересказать текст, выбрав только главную информацию. Эти умения важны для учащихся при подготовке к Итоговому собеседованию (задание 2), к заданию 1 ОГЭ- (сжатое изложение).

Также использую прием «Выбери ключевые слова». Учащимся раздаются тексты для прочтения, читать можно как вслух, так и про себя. Думаю, что вслух- это продуктивнее, ведь наша задача- подготовка к устному собеседованию. После того как текст прочитан, мы смотрим, сколько абзацев в прочитанном тексте и из каждого выбираем только ключевые слова. Сначала делаем вместе, затем учащиеся пробуют выполнить задание самостоятельно.  Совместно проверяем правильность выполнения задания и устно пробуем пересказать текст по тем опорным словам, которые записали.

      Именно на учителя русского языка возлагается важная задача: научить ребенка работать с текстом, понимать его. Это залог успешной сдачи ОГЭ не только по русскому языку, но и по другим предметам. Только учитель русского языка на своих уроках оттачивает эти навыки и готовит будущего выпускника к умению мыслить критически.



×
×