Автор: Кинос Ольга Николаевна, Гиниятулина Ольга Рамилевна
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок».
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
В соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования, дети должны быть любознательны, активны, обладающими способностью решать интеллектуальные задачи.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Понимая важность и значимость проблемы, мною определена цель работы: создание условий для формирования логического мышления у детей при помощи развивающих игр и упражнений, задач и головоломок.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
§ подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.
§ обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
§ учить детей ориентироваться в пространстве;
§ развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
§ воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в Дидактические игры. Их можно разделить на две подгруппы:
1) Развитие конвергентного мышления (логического или последовательного). Выполнение задания в таких играх предполагает нахождение одного ответа. Например: «Противоположности», «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Логические концовки», «Как назвать одним словом», «Четвертый лишний», «Подбери подходящее слово» и др.
2) Развитие дивергентного мышления (альтернативного, творческого). В этих играх предполагается, что на один поставленный вопрос может быть дано несколько или даже множество ответов. Например: «Назови все, что может быть…», «Кто кем будет?», «Продолжите», «Хорошо или плохо», «Аналоги» и др.
Практические задания.. Здесь можно опиреться на практические пособия И.Василакий, С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, М.Султанова, С.В. Бурдина, Е. Бортникова. Я отобрала необходимые задания и оформила их в рабочей тетради «Поразмышляй со Знайкой».
Логические задачи. Умению рассуждать наилучшим образом помогают логические задачи. Чтобы завоевать и удержать внимание детей, наряду с традиционными логическими задачами использовала «задачки-шутки».
Головоломки. В играх – головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способствовать длительному умственному напряжению и интересу к интеллектуальной деятельности. Игры – головоломки начала внедрять в образовательную деятельность по принципу «от простого к сложному».
Работу по формированию логического мышления осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей. Родители должны принимать непосредственное и активное участие в создании предметно – пространственной развивающей среды группы.
Таким образом, логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустить, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится и возможно здесь ему надо помочь.
Каждому воспитателю необходимо в своей работе использовать дидактические игры, упражнения, логические задачи и головоломки для развития логического развития детей. Формированию логического мышления у дошкольников должно отводиться важное место.