Автор: Скударнова Евгения Михайловна
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через художественную деятельность»
Актуальность. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат.
Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности осуществляется путём применения разнообразных методов и приёмов: лепка, аппликация, коллаж из разнообразных материалов, вырезание ножницами, оригами, плетение, графические упражнения, штриховка, рисование различными материалами, нетрадиционные техники рисования. Художественная деятельность способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Поэтому основная Цель: поиск эффективных путей для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачами моей работы является:
· Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
· Создать условия для развития мелкой моторики рук и пальцев детей в ходе предметно-игровой деятельности через пальчиковые игры.
· Создать условия для освоения детьми разнообразных видов художественной деятельности, способствующее развитию мелкой моторики: аппликация из скрученных салфеток, графика, точечное рисование, работа с бросовым материалом и т.п.;
· Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в создании задуманного образа;.
· Организовать развивающую деятельность по мелкой моторике на основе использования современных программ, эффективных методов.
· Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач с учетом возрастных особенностей детей.
· Повышать компетентность родителей в сфере развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Формы работы:
—совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Упражнения по развитию мелкой моторики провожу не только на занятиях, но и в свободное от занятий время, а так же на дополнительных занятиях по программе «Чудо краски». Мною был разработан перспективный план, который определяет следующие направления.
Содержание работы педагога по этапам углублённой темы:
Тема |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Изучение методической литературы |
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики», Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7лет», Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ткаченко Т.Ф. «Развиваем мелкую моторику», Ермакова И.А. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Пименова Е.П. «Пальчиковые игры», Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», Светлова И. «Развиваем мелкую моторику», Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей», Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», «Тренируем пальчики-развиваем речь» ,Бардышева Т.Ю. «Расскажи стихи руками», «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»СПБ, Детство-Пресс, Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»,Бот О.С. «Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи» |
Сентябрь-Май |
Разработка долгосрочного проекта по развитию мелкой моторики руки у детей старшего возраста через художественную деятельность |
Определение содержания работы с детьми по развитию мелкой моторики через художественную деятельность. Разработка перспективного планирования, диагностики |
сентябрь |
Создание необходимой развивающей предметно пространственной среды |
Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий. Создание раздаточного материала, карточек, картотек, иллюстраций. Изготовление пальчиковых игр с использование шарика «Су-джок». Создание дидактических пособий и игр: «Волшебные дорожки», «Разноцветные шнурки» и.д |
Сентябрь-август |
Участие в мероприятиях посвящённых теме самообразования |
Выставка работ в УО, участие в районных выставках детского творчества разной тематики, участие в конкурсах художественной направленности регионального уровня и всероссийского. Олимпиада «Развитие мелкой моторики дошкольников», «Арт-терапия в работе с дошкольникам» на сайте «Воспитатель.ру»
|
Октябрь Апрель |
Представление опыта работы по теме |
Проведение непосредственной образовательной деятельности для педагогов. Конспект НОД по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования –«точечное». «Осеннее дерево», Аппликация из яичной скорлупы «Деревья осенью» Консултация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?» Отчёт по теме – выступление на педагогическом совете Публикация на международном образовательном портале MAAM.ru, «Воспитатель,ру», распространение педагогического опыта через месенджерVK (личная страница).Методические разработки нетрадиционной техники рисования.
|
В течениигода |
Предоставление информации для родителей по данной теме |
Рекомендации, анкетирование, консультации, беседы, памятки, родительское собрания, мастер-класс, круглый стол. Папка передвижка «Пальцы помогают говорить». Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Мастер – класс по теме: «Рисуем вместе» Мастер – класс для родителей и детей «Волшебные пальчики», «Нетрадиционные техники рисования» Памятка для родителей «Влияния развития мелкой моторики руки на развитие речи детей» Консультации на стенде информации : «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры», «Мелкая моторика в быту» |
В течении года |
Совместное оформление выставок |
Выставка работ детей Открытый показ НОД |
В течении года |
Отражение педагогической деятельности |
Фотоотчёт на сайте ДОУ, личной странице в VK «Страничка воспитателя» Публикации на сайте ДОУ. |
В течении года |
Обновление/Пополнение и дополнение банка картотек, дидактических игр по образовательным областям. |
В течении года |
|
Диагностика детей |
Проведение диагностических наблюдений |
В течении года |