Развитие мыслительных операций анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста на уроках математики

Автор: Борисова Мария Романовна

Борисова М.Р

Научный руководитель: Шварёва Т. Н.

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

Россия, г. Орёл

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста на уроках математики

Аннотация статьи: в статье рассматриваются особенности развития мыслительной операции анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: операция анализа и синтеза, развитие операции анализа и синтеза, мышление, урок математики.

В настоящее время в сфере школьного образования особую актуальность приобретают вопросы развития мышления. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе знаний, которые были усвоены ранее, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере. Мышление одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей, необходимое звено всякой деятельности человека: художественной, практической, познавательной и пр. Без мышления, ребенок не может ни общаться, ни разговаривать, ни играть.

Данная тема привлекла наше внимание ещё и потому, что, изучив психолого-педагогическую литературу нами было подмечено, что проблема организации эффективной работы с детьми по развитию познавательных процессов остаётся весьма актуальной и требует практических решений. Вопросами изучения и формирования мыслительных операций занимались многие выдающиеся психологи: Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, Л. А. Вегнер и другие. В своих работах они утверждали, что одной из существенных сторон возрастного развития психики является изменение, в результате которых человек переходит от целостного восприятия к более четкой дифференциации отдельных объектов и их свойств 

Мышление –  одна из ключевых функций психики человека. Это высшая познавательная способность, как активный процесс целенаправленного, обобщенного и опосредованного отражения в сознании человека объективной реальности в утверждениях, понятиях, суждениях, путем творческого создания новых идей и прогнозирования событий, составляющая высшую ступень познания. Младшие школьники находятся на этапе активного развития когнитивных способностей, и уроки математики являются важным инструментом для формирования и совершенствования таких мыслительных операций, как анализ и синтез. Эти операции играют важную роль в усвоении учебного материала, развитии логического мышления и способности к решению проблем. 

Цель данной статьи: рассмотреть методы и приемы, которые направлены на развитие мыслительных операций анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления и тесно взаимосвязаны. Анализ — это процесс мысленного разделения целого на части, выделение отдельных элементов объекта или явления. Синтез же представляет собой противоположный процесс — объединение частей в единое целое, установление связей между ними. 

На уроках математики дети сталкиваются с необходимостью разбирать задачи на составляющие элементы (анализ), чтобы найти правильный путь решения, а затем объединить полученные результаты в единую картину (синтез). Например, при решении арифметической задачи ребенок должен сначала выделить условия и требования, проанализировать каждый элемент отдельно, а потом составить план решения задачи и применить соответствующие математические операции.

У детей младшего школьного возраста мышление характеризуется конкретностью и образностью. Они легче воспринимают и понимают материал, который представлен наглядно, через конкретные предметы или образы. Поэтому на начальном этапе важно использовать наглядные средства обучения, такие как схемы, картинки и реальные объекты.

С возрастом происходит постепенный переход от конкретного мышления к абстрактному, что требует развития умения анализировать и синтезировать информацию на более высоком уровне. Это особенно актуально на уроках математики, где детям приходится оперировать числами, символами и абстрактными понятиями.

Рассмотрим основные методы и приемы, которые помогут развить мыслительные операции на уроках математики:

1. Использование наглядности: (применение схем, таблиц, графиков и рисунков помогает детям лучше понимать структуру задачи и выделять ключевые элементы; использование реальных предметов или моделей для демонстрации математических понятий делает обучение более доступным и интересным.)
2. Решение задач: (работа над различными типами задач способствует развитию аналитических навыков, дети учатся разбивать задачу на этапы, выделять основные данные и находить пути решения; постепенное усложнение задач стимулирует развитие синтетических навыков, когда ребенку нужно объединять отдельные шаги в целостную стратегию решения.)
3. Игровые технологии: (игры и головоломки помогают развивать логическое мышление и умение анализировать ситуацию, примеры включают: математические ребусы, пазлы, игры на составление последовательностей и другие.)
4. Групповая работа: (совместная деятельность в группах способствует обмену идеями и мнениями, что развивает способность видеть проблему с разных сторон и находить оптимальные решения;обсуждение и защита решений в группе помогают детям учиться аргументированно обосновывать свою точку зрения.)
5. Проектная деятельность: (выполнение проектов, связанных с математическими расчетами и исследованиями, учит детей планировать работу, анализировать данные и делать выводы;)
6. Проблемное обучение: (постановка перед детьми проблемных вопросов и задач, требующих самостоятельного поиска решения, стимулирует развитие аналитико-синтетических навыков.)
7. Рефлексия: (регулярное обсуждение с учениками процесса выполнения заданий и достигнутых результатов помогает осознать важность анализа и синтеза в обучении.)

Использование анализа и синтеза возможно при выполнении следующих заданий:

Задание 1. «Назови уменьшаемое и вычитаемое в выражениях: 23–7, (64–13)–10, (23 + 8) – (12–3)». 

Задание 2. «Составь и реши задачу по рисунку или по краткой (схематической) записи».

Задание 3. «Назови предмет по признакам: имеет 3 стороны и 3 угла».

Задание 4. «Расскажи всё, что знаешь о числе 672?».

Задание 5. «Укажи признаки чисел 3, 35, 356».

Задание 6. «Представь число 15 в виде суммы одинаковых слагаемых».

Задание 7. На доске начерчена фигура:

 

 

-Сколько сторон у данной фигуры? (3)

-Сколько углов у данной фигуры? (3)

-Какую форму имеет данная фигура? (Треугольника).

-Какую фигуру мы называем треугольником? (Треугольником называется фигура, у

которой 3 угла, 3 стороны).

-Какие вы знаете треугольники? (Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные,

равносторонние, равнобедренные).

Задание 8. -Запишите числа, в которых: 2дес.5ед.;5дес.4ед.1дес.3ед.; 6дес.5ед.; 4дес.2ед.;7дес.5 ед.; 6дес. 3ед.

-Подчеркните числа, в которых десятков больше, чем единиц.

Задание 9. Соедини правильно части примеров

8 + 3

11 + 5

5 + 10

4 + 9

8 + 5

4 + 10

 

 

 

 

 

 

Выполняя такие задания, дети анализируют почему они сделали именно так, а не иначе. Так же задания развивают внимание, память и сообразительность.

Математика играет ключевую роль в развитии мыслительных операций анализа и синтеза у младших школьников. Процесс обучения математике предполагает активное использование методов и приемов, направленных на формирование этих важнейших навыков. Через решение задач, применение наглядности, игровых технологий, групповую работу, проектную деятельность и проблемное обучение дети развивают способность к анализу и синтезу, что существенно улучшает их когнитивные способности и логическое мышление. Таким образом, уроки математики становятся эффективным средством для подготовки учащихся к успешной учебной деятельности и жизни в целом.

Список используемой литературы:

1. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.                                                                                         

2. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Психология образования / Р. С Немов. 5-e изд., перер.и доп. — М.: Владос, 2020. — 688 с.                                                                                                                                    3. Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа): URL: http://www.edu.ru

4. Рубинштейн   С. А.   Основы общей  психологииСПб:  Издательство «Питер», 2021.  

5. Степанова О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.

6. Методика обучения математике. Формирование приёмов математического мышления : учебное пособие для среднего профессионального образования / под редакцией Н. Ф. Талызиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

×
×