Автор: Рубцов Александр Сергеевич
Развитие навыков самостоятельной работы у студентов
План:
• Введение.
• Основные условия развития навыков
самостоятельной работы у студентов.
• Формирование навыков самостоятельной работы у студента
при работе над разбором художественного произведения
• Заключение.
Введение
На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых учащиеся слепо подражают своему педагогу, механически следуя его указаниям. Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
Первый его раздел – это самостоятельная работа ученика-пианиста непосредственно на самом уроке;
Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке.
К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика.
Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.
«Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» — Каменский Я.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы будет являться формирование учебного процесса, способствующего развитию навыков самостоятельной работы у учащихся .
Основные условия развития навыков
самостоятельной работы у учащихся.
Итак, начнём с того, что педагог должен объяснить ученику всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании учащегося. Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно, если ученик сегодня рисует полчаса, а завтра – четыре часа, если каждый день время занятий меняется.
Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени.
Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащегося, мы сначала на уроке обговариваем и распределяем время, которое ученик должен затратить на каждый вид домашнего задания. Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика. Наряду с работой с учениками я веду разъяснительную работу и с их родителями: довожу до них как важно их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить.
Работая над деталями произведения в медленном темпе, никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря, основной стиль и характер. В противном случае будет потерян главный критерий, направляющий работу над деталями.
Подготовку к необходимо обязательно проводить по этапам . Такой вид занятий позволит избавиться от неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение, и обнаружить, почувствовать новое «дыхание» художественного образа. Это призывает к постоянному самосовершенствованию.
Формирование навыков самостоятельной работы у ученика
при работе над разбором художественного произведения
Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям учащегося, его уровню художественных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось студенту.
Этот план будет являться своеобразным опорным пособием для развития самостоятельности в домашней работе ученика. Для начала приведу общий план работы:
• Определяем тональность, размер.
• Разбираем на контраст и нюанс
• Определяем стиль изображения
• Разбор по цвету
Когда мы со студентом прорабатываем этот план, когда становится понятна поочередность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом.
Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже без плана – самостоятельно.
Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу частично
Заключение
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой задачи.
В конечном итоге, когда студент освоит эти навыки, они будут помогать ему при подготовке к экзамену, в котором нужно показывать самостоятельно выученное произведение, где помощь учителя исключена.
Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое «натаскивание», оно подавляет активность ученика. Когда педагог слишком много подсказывает, , подсчитывает, в этом случае ученик перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается как бы в технический аппарат, реализующий замысел педагога.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание художника, понимающего высокое назначение искусства.
Список использованной литературы:
1.
Штаничева, Н. С. Живопись [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2019. — 304 c. — 978-5-8291-1993-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60022.html.
2. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2019. — 144 c. — 978-5-8291-1169-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71800.html.
3. Смекалов, И. В. Декоративное начало в учебной живописи дизайнеров : учебно-методическое пособие для СПО / И. В. Смекалов, С. Г. Шлеюк. — Саратов : Профобразование, 2020. — 101 c. — ISBN 978-5-4488-0644-5. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: — Режим доступа: https://profspo.ru/books/91862.
4. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами : учебно-методическое пособие для СПО / И. В. Смекалов, С. Г. Шлеюк. — Саратов : Профобразование, 2020. — 97 c. — ISBN 978-5-4488-0645-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91867 (дата обращения: 31.08.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
5. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 143 c. — ISBN 978-5-8291-2581-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:— Режим доступа: https://profspo.ru/books/94865.