Автор: Чайкина Елизавета Сергеевна
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами онлайн сервиса LearningApps.org
Аннотация: В данной статье рассматривается анализ результатов Национальных исследований качества образования (НИКО – 2020) как выявление проблемы работы и применение онлайн сервиса learningApps.org как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников, в качестве варианта решения выявленной проблемы. Также представлены примеры разработанных учебных заданий в онлайн сервисе LearningApps.org для младших школьников.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, онлайн средства, младших школьников, онлайн сервис, LearningApps.org, развитие познавательных универсальных учебных действий.
В психолого-педагогической и методической литературе описаны различные способы и методы, направленные на развитие познавательных УУД. Но, несмотря на это, по результатам Национальных исследований качества образования (НИКО – 2020) выяснилось, что у большой части обучающихся возникли проблемы с заданиями по русскому языку и математике, связанные с работой с информацией и логическими действиями, в части сформированности познавательных УУД. Анализ выполнения заданий учащимися, показал, что 41,7% обучающихся не смогли интерпретировать содержащуюся в тексте информацию и не справились с предложенным заданием. 53,58% обучающихся не смогли распознать основную мысль текста при его письменном предъявлении и адекватно формулировать основную мысль в письменной форме. С заданиями на овладение основами логического и алгоритмического мышления справились только 39,63% обучающихся. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у обучающихся возникали проблемы именно с заданиями, которые требовали умений работы с текстом, логическими действиями и обработкой информации. А именно они составляют основу познавательных УУД.
Возникает проблема, какие в арсенале учителя начальных классов есть современные средства, способствующие более результативному развитию именно познавательных УУД у обучающихся? Такими средствами, могут стать современные онлайн сервисы, например такие, как Learning Apps.
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования младшие школьники научатся на уроках таким познавательным универсальным учебным действиям, как [3]:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;
— осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— ориентироваться на разнообразии способов решения задач;
— выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
— осмысленно воспринимать художественные и познавательные тексты;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
— осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
— устанавливать аналогии;
— владеть рядом общих примеров ряда задач.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться [2]:
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
— осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций;
— строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Как показал анализ литературы, на разных этапах обучения в начальной школе существуют определенные различия в наполнении познавательных универсальных учебных действий. Прежде всего, они связаны с возрастными особенностями обучающихся, поэтому по мере взросления школьников возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Это следует учитывать, разрабатывая систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, в основу, которой должен быть, положен принцип преемственности.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает огромное значение. Общество испытывает потребность в повышении качества обучения, в использовании в образовательных учреждениях современных информационно-коммуникационных технологий. Требования ФГОС к метапредметным результатам требуют изменения технологии организации обучения, в основе которых лежит предметно-деятельный подход.
Мощное развитие интернета и интернет-технологий оказало серьезное влияние на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на образование. Представление учебной информации с помощью интернет-сервисов позволяет активизировать процесс познания, формировать у обучающихся коммуникативных компетенций, повышать мотивацию обучения, а так же создать благоприятный эмоциональный фон [1].
По мнению педагогов — пользователей сервиса LearningApps.org, данный ресурс позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным. Разнообразие способов представления информации в LearningApps.org (графические изображения, схемы, иллюстрационный материал, рисунки и др.) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы младшего школьника, а также способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые, в свою очередь, становятся участниками образовательных отношений.
Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании способствует тому, что любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов [4].
Примеры разработанных учебных заданий в онлайн сервисе LearningApps.org для младших школьников
Данное задание разработано на основе такого типа заданий, предлагаемых в LearningApps.org, как «Хронологическая линейка». Оно предусматривает, что обучающиеся должны выстроить предложенные им события в хронологическом порядке и обосновать свой выбор. В упражнении «Страницы истории XIX века» дети должны внимательно рассмотреть изображения и события на карточках и с помощью материала учебника по пройдённой ими теме «Страницы истории XIX века» определить даты этих событий и выстроить их соответственно временной линейке (т.е. в хронологическом порядке).
При выполнении этого задания у обучающегося будет происходить развитие умения выстраивать события в хронологическом порядке и обосновывать свой выбор.
Рисунок 1. Задание « Страницы истории XIX века»
Задание 2. Кроссворд «Части речи» (рисунок 2). Данное задание предназначено для обучающихся четвёртого класса при изучении учебного предмета «Русский язык» по теме «Как устроен наш язык».
С помощью разработанного задания у младших школьников развиваются такие логические познавательные УУД, как синтез (составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты); работа с различными источниками информации; анализ, систематизация, обобщение информации;
Задание разработано по типу задания LearningApps.org «Кроссворд». Обучающиеся должны внимательно прочитать задание, выявить тематику предложенного им кроссворда, затем читая вопрос или определение к слову написать ответ в специальное поле, прономерованное в соответствии с номером вопроса. Таким образом, ответив на все вопросы кроссворда, он будет решён.
В упражнении «Части речи» детям предлагается кроссворд на тему «Части речи в русском языке», обучающимся предлагается вспомнить все пройденные ранее части речи и заполнить кроссворд.
При выполнении этого задания у обучающегося будет происходить развитие умения систематизировать информацию, составляя из частей целое, а также анализ и систематизация полученных ранее знаний.
Рисунок 2. Задание 2 кроссворд «Части речи»
Библиографический список
1. Булгакова Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы//Информатика и образование. – 2004. — №1. – С.91-94.
2. Голикова М.С. Организация учебной деятельности школьников с применением интерактивных технологий (на основе образовательного блога) // Материалы Межд. научно-практ. конф. «Проблемы языка и культуры в гуманитарном образовании». – Кемерово: ООО ПК «Офсет», 2011. – С. 346–350.
3. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте.[электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-i-sistema-monitoringovyh-issledovaniy-v-period/viewer (дата обращения:24.02.2022)
4. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.