Развитие речевого дыхания как один из факторов повышения качества речи и здоровьесбережения у детей дошкольного возраста с ОВЗ.и

Автор: Анфиса Шакирьяновна Коробейникова

Коробейникова А.Ш.

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ  «Детский сад №308» г. Челябинска

 

Развитие речевого дыхания

как один из факторов повышения качества речи  и здоровьесбережения у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

           Развитие речевого дыхания является важным аспектом в работе с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Правильное речевое дыхание способствует не только улучшению качества речи, но и общему состоянию здоровья ребенка. В данной статье я поделюсь своим опытом работы в детском саду, а также предложу рекомендации для воспитателей и логопедов.
        Речевое дыхание — это способ дыхания, который обеспечивает правильное произнесение звуков, слов и предложений. Оно помогает контролировать объем воздуха, используемого при речи, и влияет на интонацию, темп и четкость произношения. У детей с ОВЗ, как правило, наблюдаются нарушения речевого дыхания, что может привести к проблемам с артикуляцией и недостаточной выразительности речи.
        Основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе с детьми с ОВЗ, включают:
        1. Формирование навыков правильного дыхания — обучение детей диафрагмальному дыханию, что способствует улучшению речевого аппарата.
        2. Развитие дыхательной выносливости — тренировка продолжительности выдоха для произнесения длинных слов и фраз.
        3. Упражнения на дыхательную координацию — сочетание дыхательных упражнений с артикуляционной гимнастикой.
          А. Дыхательные упражнения:
        — Упражнение «Свечка»: Попросите детей представить, что они задувают свечку. Для этого они делают глубокий вдох и медленно выдыхают, контролируя струю воздуха. Это упражнение развивает длительность выдоха.
       — Упражнение «Шарик»: Дети делают вдох через нос, а затем, выдыхая, представляют, что надувают шарик. Это помогает развивать диафрагмальное дыхание.

            Б. Игры на дыхание:
         — Игра «Летящие пузыри»: Дети дышат через соломинку в воду с мыльным раствором, создавая пузыри. Это упражнение развивает координацию дыхания и способствует укреплению дыхательных мышц.
           — Игра «Кто быстрее?»: Дети по очереди дышат в разные предметы (например, в бумажные трубочки, пластиковые бутылки) и соревнуются, кто сможет дольше продержать воздух.

             3. Артикуляционная гимнастика:
            — Регулярные занятия с использованием артикуляционной гимнастики помогают развивать не только речь, но и дыхательные навыки. Упражнения с открыванием и закрыванием рта, высовыванием языка, а также движения губ способствуют улучшению контроля над речевым дыханием.

            4. Интеграция дыхательных упражнений в занятия:
            — Включение дыхательных упражнений в утреннюю гимнастику, занятия по музыке, хореографии и даже в сюжетно-ролевые игры помогает создать у детей ассоциации между дыханием и речевой активностью.
             Таким образом, работа по развитию речевого дыхания у детей с ОВЗ требует терпения и систематического подхода. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и необходимо подбирать упражнения с учетом его возможностей и потребностей. Правильное речевое дыхание не только улучшает качество речи, но и способствует общему укреплению здоровья детей.  

Скачать статью

×
×