«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники».

Автор: Василенко Ирина Ивановна

    В дошкольном  возрасте у детей  диагностируют проблемы с развитием речи     Общаясь с дошкольниками,  мы сталкиваемся с такой проблемой, как  неумения составить рассказ, запомнить стихотворение, пересказать текст, составить предложение, как простое так и распространенное.

Перед педагогом стоит  задача : помочь детям  грамотно рассказывать  о тех или иных событиях, окружающих их, как можно быстрее запомнить стихотворе-ние.
По мнению В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна , что бы помочь ребенку быть бо-лее общительным необходимо использовать наглядность. Для того что бы  ребенка научить правильно говорить, быстрее запомнить стихи, составить рассказ или сказку  в работе я применяю такой прием как  — мнемотехнику.
    Ребята  рассматривают картинки,схемы ,манипулируют ими ,выделяют их
признаки , в ходе чего происходит  пополнение  словарного  запаса, они  составляют предложения,связанные по смыслу, рассказывают  истории из личного опыта,.
   Становление речи  у детей , по мнению Л. С. Выготского, происходит при помощи  составленного плана,  план  помогает детям в речевом развитии.
     Для того чтобы речь детей развивалась  правильно и своевременно,  я применяю различные приемы,  мнемотеника-один из таких приемов. 

    В дошкольной педагогике давно известно о приеме мнемотехника, в разных источниках  этот прием называют по – разному.
  Применение   мнемотехники актуально в настоящее время.
    Мнемотехника —  «искусство запоминания»(в переводе с греческого)
Мнемотехника -совокупность методов и приёмов, с помощью которых можно легче запомнить и воспроизвести текст. Таблицы -это конспекты в схемах и картинках,
работая  по ним строим работу  от простого к сложному. Одно слово можно изобразить при помощи мнемоквадрата, С помощью мнемо-

квадратов  дети самостоятельно определяют  признаки ,свойства  объекта, с ко-торым работают ,обогащается их словарный запас.
С помощью мнемодорожки дети знакомятся  с составлением текста,появляется умением  составить небольшой рассказ.        После  усвоения мнемоквадратов и  мнемодорожек  переходим к  мнемотаблице– это уже схема текста.
В мнемотаблице каждое слово или словосочетание изображается схематично.

Схема является  планом для составления определенного текста, дети выстраивают последовательно свою речь.
   Создавая мнемотаблицы необходимо помнить о том, что изображенное дети должны понимать ,для того что бы они смогли передать содержание  по  условно-наглядной схеме.
Стихотворение, изображенное схематически  проще запомнить. Для того чтобы научиться  ребенку запомнить  они ,  используют  опорные рисунки,запоминание носит непроизвольный характер еще и потому ,что у  детей в дошкольном возрасте  преобладает наглядно-образная память.  Используя схемы-мнемотаблицы, заучивание для дошкольников превращается  в игру увлекательную и интересную.
Более сложным  для детей является составление описательного рассказа.  Что бы составить рассказ необходимо проаналзировать,  выделить признаки
предмета. Для составления описательного рассказа  о животных,одежде, игрушках, растениях  представленные схемами 

 помогают детям определить свойства , установить последовательность расска

зывания, обогащают словарь.
    Творческие рассказы дети придумывают с удовольствием и для того что бы
они были не однообразны, логичны я применяю  так же мнемотаблицы,
они помогают детям.
Для многих детей  трудно пересказать текст . Применяя мнемотаблицу дети  

концентрируют  свое внимание на последовательности построения предложе-ний, на правильность построения.
Работа по мнемотаблице состоит из трех этапов
1 этап:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап:
Переобразование абстрактных символов в образы.
3 этап:
Составление рассказа, сказки,загадки по заданной теме.
Применяя мнемотехнику  творчество воспитателя постепенно переходит  к 

совместному творчеству ребенка со взрослым.
В настоящее время детям интересно смотреть мультфильмы, играть в игры.
Можно так же с пользой  использовать  для них и гаджеты.Есть живые  мнемо-таблицы. Для ребенка будет интересно смотреть , как оживает схема, вернее 

картинки  из схемы и он будет запоминать текст.
    Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направле-ниях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
И в завершении мастер-класса предлагаю вам закончить фразы:
Мне  было интересно..
Я узнала…
Мне захотелось..

 

     В дошкольном  возрасте у детей  диагностируют проблемы с развитием речи     Общаясь с дошкольниками,  мы сталкиваемся с такой проблемой, как  неумения составить рассказ, запомнить стихотворение, пересказать текст, составить предложение, как простое так и распространенное.

Перед педагогом стоит  задача : помочь детям  грамотно рассказывать  о тех или иных событиях, окружающих их, как можно быстрее запомнить стихотворе-ние.
По мнению В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна , что бы помочь ребенку быть бо-лее общительным необходимо использовать наглядность. Для того что бы  ребенка научить правильно говорить, быстрее запомнить стихи, составить рассказ или сказку  в работе я применяю такой прием как  — мнемотехнику.
    Ребята  рассматривают картинки,схемы ,манипулируют ими ,выделяют их
признаки , в ходе чего происходит  пополнение  словарного  запаса, они  составляют предложения,связанные по смыслу, рассказывают  истории из личного опыта,.
   Становление речи  у детей , по мнению Л. С. Выготского, происходит при помощи  составленного плана,  план  помогает детям в речевом развитии.
     Для того чтобы речь детей развивалась  правильно и своевременно,  я применяю различные приемы,  мнемотеника-один из таких приемов. 

    В дошкольной педагогике давно известно о приеме мнемотехника, в разных источниках  этот прием называют по – разному.
  Применение   мнемотехники актуально в настоящее время.
    Мнемотехника —  «искусство запоминания»(в переводе с греческого)
Мнемотехника -совокупность методов и приёмов, с помощью которых можно легче запомнить и воспроизвести текст. Таблицы -это конспекты в схемах и картинках,
работая  по ним строим работу  от простого к сложному. Одно слово можно изобразить при помощи мнемоквадрата, С помощью мнемо-

квадратов  дети самостоятельно определяют  признаки ,свойства  объекта, с ко-торым работают ,обогащается их словарный запас.
С помощью мнемодорожки дети знакомятся  с составлением текста,появляется умением  составить небольшой рассказ.        После  усвоения мнемоквадратов и  мнемодорожек  переходим к  мнемотаблице– это уже схема текста.
В мнемотаблице каждое слово или словосочетание изображается схематично.

Схема является  планом для составления определенного текста, дети выстраивают последовательно свою речь.
   Создавая мнемотаблицы необходимо помнить о том, что изображенное дети должны понимать ,для того что бы они смогли передать содержание  по  условно-наглядной схеме.
Стихотворение, изображенное схематически  проще запомнить. Для того чтобы научиться  ребенку запомнить  они ,  используют  опорные рисунки,запоминание носит непроизвольный характер еще и потому ,что у  детей в дошкольном возрасте  преобладает наглядно-образная память.  Используя схемы-мнемотаблицы, заучивание для дошкольников превращается  в игру увлекательную и интересную.
Более сложным  для детей является составление описательного рассказа.  Что бы составить рассказ необходимо проаналзировать,  выделить признаки
предмета. Для составления описательного рассказа  о животных,одежде, игрушках, растениях  представленные схемами 

 помогают детям определить свойства , установить последовательность расска

зывания, обогащают словарь.
    Творческие рассказы дети придумывают с удовольствием и для того что бы
они были не однообразны, логичны я применяю  так же мнемотаблицы,
они помогают детям.
Для многих детей  трудно пересказать текст . Применяя мнемотаблицу дети  

концентрируют  свое внимание на последовательности построения предложе-ний, на правильность построения.
Работа по мнемотаблице состоит из трех этапов
1 этап:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап:
Переобразование абстрактных символов в образы.
3 этап:
Составление рассказа, сказки,загадки по заданной теме.
Применяя мнемотехнику  творчество воспитателя постепенно переходит  к 

совместному творчеству ребенка со взрослым.
В настоящее время детям интересно смотреть мультфильмы, играть в игры.
Можно так же с пользой  использовать  для них и гаджеты.Есть живые  мнемо-таблицы. Для ребенка будет интересно смотреть , как оживает схема, вернее 

картинки  из схемы и он будет запоминать текст.
    Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направле-ниях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
И в завершении мастер-класса предлагаю вам закончить фразы:
Мне  было интересно..
Я узнала…
Мне захотелось..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×