Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста по средством театральной деятельности

Автор: Балуева Светлана Васильевна

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

На сегодняшний день, к большому сожалению, современные дети не умеют общаться, все это им заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. В следствии чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Почему именно театрализованная деятельность?

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность:

 помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

 появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

 совершенствует артикуляционный аппарат

 формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

 улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

 дети получают эмоциональный подъём

 способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

 позволяет формировать опыт социального поведения

 стимулирует активную речь

Влияние театрализованной деятельности в развитие речи детей дошкольного возраста

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Игра наиболее доступный и интересный ребёнку способ переработки . Умение представлять героя произведения, его переживания, обстановку в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной речью и т.п.).

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый распространенный вид детского творчества.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи .

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.

Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

 

Понятие и виды театрализованных игр.

В педагогической литературе, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр.

Остановимся на классификации Артемова Л.В., который предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности на: игры-драматизации и режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами драматизации являются

 игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

 ролевые диалоги на основе текста;

 инсценировки произведений;

 постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

 игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».

 

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

 настольный,

 плоскостной и объемный,

 кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

 катушечный;

 ложковый;

 баночный;

 кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

Следует отметить, что лишь комплексный подход к организации теотрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.

И хотелось бы, закончить словами Л.С Выготского:

«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности.

 

Консультация по теме

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

 

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.

Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта.

Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

 

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

•созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

(Л. С. Выготский)

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

 

Консультация для воспитателей на тему

«Театрализованная деятельность в развитии творческих, коммуникативных и речевых способностей дошкольников».

 

Творчество – постоянный спутник детского развития. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка.

Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей неоспоримо. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, инициативы ребенка. Дети очень любят играть, а в игре они познают мир.

 

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже понять окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и его личностной культуры. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театрализованная игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Театр в детском саду учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Театрализованная деятельность имеет большое развивающее значение, помогает развиться ребёнку всесторонне.

Является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки.

Сказочные представления о театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с нимию.

В театрализованной деятельности у детей формируется опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость), помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль..

Во время игры воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы, что развивает эмоциональную сферу ребенка и коммуникабельность.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Очень важно в работе с дошкольниками включать театрализованные игры во все режимные моменты (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание).

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами. Поэтому очень важно всячески поощрять у детей творческое начало.

Театрализованная деятельность помогает детям быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Очень важно в работе с детьми отрабатывать имитацию отдельных действий человека, животных, птиц, учить изображать разные эмоции людей: радость, грусть и другие. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего и старшего дошкольного возраста.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что правильно организованная театрализованная деятельность в дошкольном учреждении является эффективным условием развития дошкольника и в частности его речи, помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность,

как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ».

 

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы, формируются нравственные принципы. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них положительных качеств и стремлений.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции.

 

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованная деятельность способствует тому, что ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 

«В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б.М.Теплов.

Дети всегда готовы играть спектакль. Это их способ познания мира. Но если педагог устраивает театр и приглашает играть в нем, дети испытывают затруднение. Ведь выход на сцену – это уже ответственность перед зрителем. В отличие от спонтанного, естественного театра, в этом театре у актера появляется ряд обязанностей: он учит роль, присутствует на репетициях. Соблюдает какие-то правила, изготавливает атрибуты для спектакля. Несет обязанность хорошо сыграть. Но самое главное: в такой творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он чувствует, что его способности востребуются. Находки используются; он нужен коллективу.

Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания . Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Известный композитор Д.Б.Кобалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей…».

Именно сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями. В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей.

Сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Язык и ритм русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.

Теперь уже никто не сможет рассказать, с каких пор повелось на Руси рассказывать сказки. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, сказкам о животных и, конечно же — героическим.

В бытовых сказках чудеса земные, превращения, изображения мира уступают место всепоглощающей иронии. Самое чудо становится предметом веселой насмешки. Вот как в сказке «У страха глаза велики» или «Не любо – не слушай». Забава и сатира, шутка и серьезное, соединились в таких сказках. Их прелесть в необычной свободе и живости рассказа. Но все сказки – и о животных, и волшебные, и героические – объединяет присутствие магии звука. Это делает национальный фольклор сокровищем для поэтов, музыкантов, ученых и. конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Воспитатель: Горячева Е.В.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.

В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре появились новые взгляды, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последнее время. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Современные дети стали меньше читать, посещать театры, кино. И так ли уж в этом виноваты интернет и компьютеры, на которые ссылаются родители? Увы! Трудно представить себе, но в этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к чтению, театрам, балету, хорошему кино.

И нам, воспитателям детских садов, надо постараться разрешить эту проблему. Ведь маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т.е. постепенно настраиваются на творческий лад.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка, а именно в развитии творческой активности детей в ходе театрализованной деятельности.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой.

Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.

С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.

Для достижения наибольшего результата в ознакомлении детей с театрализованной деятельностью и развитию творчества детей, педагог знакомит детей с разнообразными видами театра на занятиях по развитию речи, часто использовались сценки литературных произведение, которые обыгрывали дети, что позволяло провести занятие более продуктивно и в интересной форме для детей. Например, обыгрывая русские народные сказки: «Лиса со салочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и другие, позволило большему раскрытию потенциала детей, как маленьких артистов, героев сказки.

Именно в театрализованных играх ребенок получает определенные знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребенок переживает, разнообразные эмоциональные состояния и действует.

Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах – «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается.

Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.

Театрализованная деятельность позволила педагогу формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работа над театрализацией сказки по определенному плану дисциплинирует маленьких артистов, учит их придерживаться к требованиям в постановке спектакля.

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Театральная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Дети научились хорошо держаться на сцене, это помогает им принимать участие не только в мероприятиях детского сада, но и выступать на городских конкурсах, в театрализованных постановках, в исполнении танцевальных композиций, чтении стихов. Полученные знания на занятиях по театральной деятельности помогут детям быть активными и проявлять свои умения и навыки и в школьной жизни.

Можно сделать вывод, что организация правильной работы: развивающих игр, доступных и интересных методов и приемов, поставленных задач, непосредственное участие детей в проведении спектаклей повлияло на эффективность работы по воспитанию у детей чувства прекрасного, уверенности в своих способностях, нравственных чувств.

×
×