Автор: Кубышкина Любовь Николаевна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами своими наработками по теме «Развитие речи младших школьников в период обучения грамоте».
В течение нескольких лет я работала над методической темой «Развитие речи обучающихся начальной школы». Тема очень обширная. Сегодня я выделила лишь одну из подтем «Развитие речи младших школьников в период обучения грамоте».
Считаю, что эта тема особо актуальна в повышении качества начального общего образования в контексте требований ФГОС. Она подтверждается «Законом об образовании в РФ», в котором сказано, что главной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого ученика активной жизненной позиции, развитие речи в условиях обучения и воспитания патриотизма через любовь и интерес к родному языку.
Трудно переоценить значимость развития речи в судьбе человека. Образная и логически четкая речь ученика – это показатель его умственного развития. Придя в школу, ребенок вступает в новые общественные отношения. Он должен уметь ориентироваться в речевой ситуации. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять особое внимание формированию у младших школьников речевых умений. Работа над развитием речи, формированием речевых умений должна быть систематической, целенаправленной и начинаться с раннего детства.
Основоположником обучения грамоте считается К.Д. Ушинский. Он разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся начальной школы. По словам К. Д. Ушинского главной целью на начальном этапе обучения русскому языку является развитие «дара слова».
В своей работе на данный период я ставлю следующие задачи.
Современный учитель должен практически на каждом уроке продумывать работу по развитию различных видов речевой деятельности у детей, учить строить высказывания в соответствии с условиями конкретной ситуации общения.
Сейчас в 1 класс приходит много детей с дефектами речи, небольшим словарным запасом. Поэтому целесообразно начинать работу над развитием речи в период обучения грамоте. Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения, словарных играх.
Я использую в своей практике различные виды упражнений: над звуком (чистоговорки, скороговорки, шутки-рифмовки «По секрету всему свету», «Птичья стая»), над словом (лесенка слов, собери слово «Пойми меня», «Путаница», синонимы, антонимы, многозначность слова), над предложением (конструктор предложений, деформированные предложения, «Словесный ручеек», «Лесенка», «Пословицы и поговорки»), над текстом («Редактор», «Вопрос-ответ», «Диалог», «Волшебные кляксы», «Сочини сказку», «Начинающий поэт»). Работа над этими линиями ведется параллельно. Примеры некоторых из них я сейчас приведу.
Работа над звуком.
В период обучения грамоте в начале каждого урока провожу речевую разминку.
Как пищит мышка? (Пи-пи-пи…)
Как шумят деревья? (Ш-ш-ш…)
Как рычит собака? (Р-р-р…)
Работу над звуком начинаю с отработки чистого произношения звука. Использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слогов, слов; развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
1.Отчетливо произноси слоги (шепотом, тихо, громко).
Ба-бо-би-бу-бе-бы
По-ппу-пе-ппа-пи-ппы.
2.Доскажи слово (такое упражнение нравится детям, беру при изучении каждого звука).
Ра – ра – ра – пришла в садик (детвора).
Ру – ру – ру – дети ловят (кенгуру). (развитие артикуляционного аппарата)
3. Чистоговорки – стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогают отработке произношения какого-либо звука при его повторении.
Са – са – са – на траве лежит роса.
Дети любят не только произносить чистоговорки, но и сами их сочинять. У меня собраны чистоговорки на каждый звук. Есть более сложные чистоговорки, которые несут в себе смысловую нагрузку.
Работа над словом.
1.Работу над словом можно начать с выделения слога с определенным звуком из набора слов (раНА, Насос, НЕвод, Носок).
2.Путаница (восстановите порядок слогов).
3.Игра «Веселый наборщик». На доске написано слово по теме урока. Назовите буквы слова. Придумайте слова на каждую букву слова.
Работа над предложением.
1.Деформированные предложения (составьте из слов предложения).
Ярко, солнышко, весеннее, светит.
В, дети, бегут, школу, утром, весело.
2. Исправьте предложения.
Скоморох решил рассмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай, их и исправь.
В розах растут сады.
Куры кормят Марину.
3. Пословицы и поговорки (соберите пословицы).
Без терпенья — нет ученья.
Книга — лучший друг.
С книгою жить — век не тужить.
Грамоте учиться — всегда пригодится
Долго думал — да хорошо сказал.
По словам К.Д.Ушинского «Пo содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь с всеми своими живописными особенностями… Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, ест нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам.» [2, с.299].
Работа над текстом.
1.Начинающий поэт (расположи строки из стихотворения в нужном
порядке).
Он бежит себе в волнах
Ветер на море гуляет
На раздутых парусах
И кораблик подгоняет;
2. Мнемотаблицы (расскажите сказку по опорным таблицам).
Таким образом работа по развитию речи – это многогранная работа, направленная на овладение обучающимися не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь.
Хорошо развитая речь является важнейшим средством активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. (ОГЭ- собеседование)
Результатом работы является выступление на РМО учителей начальных классов, копилка различных материалов, презентаций, разработок уроков, мероприятий, родительских собраний, участие моих детей в различных конкурсах, общественной жизни школы и поселения.
Динамика и трудности. Я работаю в сельской школе, у меня 3 ученика… У нас в штате нет логопеда, психолога. Вся работа ложится на плечи учителя начальных классов.
Терпение и кропотливый труд,
Желание, усердие, старание,
Известно всем, «все перетрут»,
Коль будем речи уделять внимание.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово. Книга для учащих. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. EBook 2014
3. Г.Е. Сычёва Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 1
Методические рекомендации. — М.: Книголюб, 2003.