Автор: Шмидт Лилия Ивановна
Сочинение по картине.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
описание картины.
Техника написания сочинения по картине
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:
1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для этого нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму.
3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:
Вступление:
- справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
- справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
- сюжет картины;
- описание переднего и заднего планов;
- описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
- детали;
- цветовая гамма;
- роль и используемые художником средства выражения.
Заключение:
- собственное мнение о картине;
- общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов.
Раскрытие темы и вывод
Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине, как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника, и какое место в его жизни она занимала.
2 класс
Сочинения описания картины
Материал для учителя.
«Золота́я о́сень» — пейзаж русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанный в 1886 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Замысел картины родился у Остроухова в 1885 году когда он жил в усадьбе Абрамцево, а сюжет связан с видами, которые он наблюдал в приусадебном парке. Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения». Картина примечательна своим цветовым решением, особенно красивым мимолетным моментом, пойманным в один из дней золотой осени.
Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень»
На картине художник изобразил золотую осень. Осенняя пора самое яркое и красивое время года.
На переднем плане картины изображены клёны. Они покрыты жёлтой осенней листвой. Золотые и оранжевые листья образуют на земле разноцветный ковер. Причудливые стволы клёнов тянутся к небу. Сквозь лес стелется лесная тропинка. На ней резвятся две сороки. Живописец использовал яркие краски, чтобы передать красоту осенней природы.
При взгляде на полотно создается радостное настроение. Картина позволяет почувствовать всю красоту русской осени.
Вопросы к сочинению.
1. Какое время года изобразил художник на картине?
2. Какая пора самое яркое и красивое время года?
3. Что изображено на переднем плане картины?
4. Чем они покрыты?
5. Какие листья образуют на земле разноцветный ковёр?
6. Куда тянутся причудливые стволы клёнов?
7. Куда стелется лесная тропинка?
8. Кто на ней резвится?
9. Какие краски использовал живописец? Для чего?
10. Какое настроение создаётся при взгляде на полотно?
11. Что позволяет почувствовать картина?
Вступительная часть
|
золотую осень осенняя пора |
Основная часть (описание картины)
|
изображены клёны жёлтой осенней листвой золотые и оранжевые тянутся к небу. сквозь лес две сороки яркие краски, передать красоту природы |
Заключительная часть
|
радостное настроение красоту русской осени
|
Словарная работа.
Синонимы.
Картина – холст, произведение, творение.
Листва – кроны деревьев, золотистые платья, золотые одеяния, желтые одежды.
Сороки — белобокие вертихвостки.
Причудливый – необычный.
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Вставь пропущенные имена прилагательные. Воспользуйся вспомогательными словами для справок.
Деревья одеты в …… наряд из ….. листьев. ….. и ….. листья образуют на земле …… ковер. …. стволы клёнов тянутся к небу. Сквозь лес стелется … тропинка. На ней резвятся …. сороки.
Слова для справок: красивый, ярко-желтых, оранжевые, золотые разноцветный, причудливые, белобокие, лесная.
2. Составь ответы на вопросы.
Почему художник так назвал картину?
Какой период осени он изобразил?
Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
3. Из данных слов составь пары синонимов.
Жёлтый, алый, тянется, разноцветный, красный, резвятся, дорожка, золотистый, пёстрый, стелется, тропинка, играют.
Материал для учителя.
Федор Петрович Толстой (1783-1873)- русский художник и скульптор 19 века. Он родился, жил и работал в Санкт-Петербурге. В своей творческой деятельности он занимался скульптурой, живописью, графикой, изготовлением медалей и медальонов. В каждой его картине чётко прорисованы детали, поэтому они кажутся очень реалистичными.
На картине Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» изображен так называемый ботанический натюрморт. Кроме цветущих растений на нём присутствуют насекомые и птица.
Фёдор Петрович Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»
На этой картине Федор Петрович изобразил натюрморт. Это его самая известная работа.
В центре картины находится прозрачная ваза с букетом цветов. Около вазы лежат зеленые листочки. По одному из них ползет гусеница. На запах цветов прилетела бабочка. Справа от вазы изображена яркая птичка. Она вцепилась в карандаш. Создавая натюрморт, художник воспользовался невероятным набором красок. Необычный фон картины сделал краски ещё более выразительными.
Мастеру удалось продемонстрировать гармонию между всеми предметами. Такой натюрморт учит людей ценить и любить природу.
Вопросы к сочинению.
12.Что изобразил Фёдор Петрович на этой картине?
13.Что находится в центре картины?
14.Что лежит около вазы?
15.Кто ползёт по одному из них?
16.Кто прилетел на запах цветов?
17.Кто изображен справа от вазы?
18.Во что она вцепилась?
19.Каким набором красок воспользовался художник, создавая свой натюрморт?
20.Какими сделал краски необычный фон картины?
21.Что удалось продемонстрировать мастеру на этой картине?
22. Чему учит людей такой натюрморт?
Вступительная часть
|
изобразил натюрморт известная работа |
Основная часть (описание картины)
|
в центре прозрачная ваза с букетом около лежат листочки ползет гусеница прилетела бабочка справа изображена птичка вцепилась натюрморт, воспользовался невероятным набором необычный фон более выразительным
|
Заключительная часть
|
удалось продемонстрировать гармонию натюрморт учит ценить |
Натюрмо́рт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Фон — основной цвет или тон, на котором размещается изображение или текст; часть изображения, образующая задний план
Гармо́ния — связь, соединение, соответствие, соотношение.
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Вставь пропущенные безударные гласные, в скобках пиши проверочное слово.
На однотонном фоне художник изобразил прозрачную, (…) ст…клянную вазу, в которой видно количество налитой (…) в…ды. А также в вазе (…) ст…ит букет (…) п..левых (…) цв…тов, он очень (…) пр..стой и скромный. Выше всех оказался красный мак с белым ободком, рядом с ним нарисованы синий левкой, мышиный горошек и оранжевый бархатец.
2. Составь ответы на следующие вопросы.
Что мы видим в центре картины?
В чём стоят цветы?
Что видно сквозь прозрачное стекло?
Что дрожит на розовом цветке?
Кто сидит на вазе?
3. По ключевым словам, составь несколько предложений.
в центре прозрачная ваза с букетом
около лежат листочки
ползет гусеница
прилетела бабочка
справа изображена птичка
вцепилась
4.Используя слова правого и левого столбика, составь словосочетания.
Известная листочки
Прозрачная мак
Красный цветы
Полевые ваза
Зелёные картина
Материал для учителя.
«Богатыри» (1881 – 1898), холст, масло, хранится в Государственной Третьяковской галерее — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нём стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»
Васнецов работал над картиной около двадцати лет. Она была куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. В центре на вороном коне Илья Муромец. Он смотрит вдаль. В одной руке у него копьё и щит. В другой палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он готов ринуться в бой. Справа на буром коне Алёша Попович. У богатыря в руках лук со стрелами. Трое богатырей стоят на широкой холмистой равнине. За ними пасмурное и тревожное небо. Богатыри в дозоре. Оглядывают, всё ли в порядке на земле родной.
Этой картиной Виктор Михайлович хотел выразить веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.
Вопросы к сочинению.
23.Сколько лет Васнецов работал над картиной?
24.Кто купил картину для своей галереи?
25.Кто изображен на картине?
26.Кто в центре картины?
27.Куда смотрит Илья Муромец?
28.Что он держит в одной руке? В другой?
29.Кто изображен слева на белом коне?
30.Куда он готов ринуться?
31.Кто изображен справа на буром коне?
32.Что у богатыря в руках?
33. Где стоят богатыри?
34. Что за ними?
35.Зачем богатыри оглядывают землю родную?
Вступительная часть
|
около двадцати лет куплена П. М. Третьяковым для галереи |
Основная часть (описание картины)
|
изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович на вороном коне вдаль копьё и щит, палица ринуться в бой лук со стрелами на широкой холмистой равнине пасмурное и тревожное небо в дозоре оглядывают |
Заключительная часть
|
хотел выразить веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.
|
Галерея — специальное помещение, в котором для обозрения размещены произведения искусства.
Вороной — то же, что чёрный (о масти лошадей).
Бурый — один из оттенков коричневого цвета.
Палица — старинное оружие — тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Дозор — обход для осмотра
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Внимательно прочитай текст и выпиши предложения, в которых описывается внешний вид богатырей.
Это богатыри, герои русских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они выехали в дозор, остановились в поле, чтобы осмотреться, нет ли где поблизости врагов. Небо пасмурное: облака видны и белые, и серые. За спинами богатырей холмы, покрытые зеленью, а дальше густой лес. Они сидят на конях в доспехах. На каждом одета кольчуга, шлем с бармицей, на ногах штаны и сапоги.
2. Вставь в предложения пропущенные словосочетания.
Посредине картины, сидя на своём …, изображён Илья Муромец. Он очень сосредоточен, его … устремлён вдаль. Богатырь явно хочет что-то разглядеть. На … нашего героя можно увидеть … .
Слова для справок: острый взгляд, правой руке, тяжёлое холодное оружие, верном коне.
3.Дополни предложения, используя слова для справок.
Богатыри восседают верхом на лошадях. Добрыня вытащил из ножен меч. У Алеши в руках лук.
Слова для справок: русские, красивые, сильные, огромный, лёгкий, деревянный.
Материал для учителя.
«Грачи́ прилете́ли» — пейзаж русского художника Алексея Саврасова (1830—1897), созданный в 1871 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно считается самым известным произведением Саврасова, а его появление рассматривается как «важный этап в развитии русской пейзажной живописи».
Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино. Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Место, где работал художник, подтверждается его надписью, сделанной в левом нижнем углу полотна: «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ». Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
«Грачи прилетели» — один из самых известных русских пейзажей. Эта картина – гимн русской природе, весне, весеннему настроению.
На переднем плане картины изображены берёзы. Привлекает внимание корявое дерево. Вокруг летают грачи. Птицы сидят на ветках возле гнёзд. За деревьями видна старая церковь. До самого горизонта тянутся поля. На земле лежит снег. Но уже видны проталины. Весна наступает. Сочетание двух оттенков голубого в изображении неба показывает борьбу холода и тепла.
Смотря на картину, ты слышишь весенний гомон грачей, журчание ручейков, шум ветвей под порывами ветра.
4. Какая картина является одним из самых известных русских пейзажей?
5. Что изображено на переднем плане картины?
6. Что привлекает внимание?
7. Кто летает вокруг?
8. Где сидят птицы?
9. Где видна старая церковь?
10.Что тянется до самого горизонта?
11.Что лежит на земле?
12.Что уже видно на снегу?
13.Что показывает на небе сочетание двух оттенков голубого?
14.Что ты слышишь, смотря на картину?
Вступительная часть
|
известный русский пейзаж гимн природе, весеннему настроению |
Основная часть (описание картины)
|
на переднем плане берёзы привлекает, корявое дерево вокруг грачи сидят, возле гнёзд старая церковь до горизонта поля лежит снег проталины сочетание оттенков голубого, борьбу холода и тепла |
Заключительная часть
|
даёт возможность, весенний гомон, журчание ручейков, порывы ветра |
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Гимн — хвалебная песня, музыкальное произведение.
Горизонт — всё видимое вокруг наблюдателя пространство.
Проталины — место, где стаял снег, и открылась земля.
Гомон — громкий шум от множества голосов, звуков.
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Подбери синонимы к словам: грачи, картина, гомон, церковь.
Слова для справок: часовня, пейзаж, птицы, шум, крик, вестники весны, полотно.
2. Раздели текст на предложения.
Для создания картины художник использует темные, мрачные, цвета не растаявший снег искрится в лучах слабого солнца бескрайнее небо, затянутое облаками Саврасов использовал все оттенки голубого цвета самые темные внизу, а самые насыщенные и яркие – сверху.
3. Составь словосочетания.
Небо (какое?)…..
Солнце (какое?)….
Пейзаж (какой?)…
Снег (какой?)…
Церковь (какая?)….
Слова для справок: старая, слабое, прекрасный, бескрайнее. слабое.
Повествовательные сочинения
по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета.
Материал для учителя.
«За завтраком» (или «За обедом») — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1914 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Полотно представляет собой групповой портрет детей художницы — восьмилетнего Жени, семилетнего Шуры, а также Тани (Таты), которой скоро исполнится три года. Картина «За завтраком» была написана в конце 1914 года. В 1940-х годах полотно входило в собрание картин известной певицы Лидии Руслановой. В 1955 году полотно «За завтраком» было приобретено Третьяковской галереей.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова «За обедом»
Время обеда. Комната озарена солнечным светом. В столовой накрыт стол.
На белоснежной скатерти стоят столовые приборы. В центре стола тарелка с румяными булочками. За столом сидят дети. Они вернулись из школы. Мать наливает им горячий суп. Мальчики едят с большим аппетитом. А девочка смотрит, кто вошёл в комнату.
В доме атмосфера тепла и уюта.
План.
1. Время обеда.
2. За столом сидят дети.
3. Атмосфера тепла и уюта.
Вопросы к сочинению.
1. Какое время?
2. Чем озарена комната?
3. Где накрыт стол?
4. Что стоит на белоснежной скатерти?
5. Где стоит тарелка с румяными булочками?
6. Кто сидит за столом?
7. Откуда они вернулись?
8. Кто им наливает горячий суп?
9. Как едят мальчики?
10.На кого смотрит девочка?
11.Какая атмосфера дома?
Вступительная часть
|
обеда солнечным светом. в столовой
|
Основная часть (описание картины)
|
столовые приборы в центре стола дети из школы мать с большим аппетитом кто вошёл в комнату
|
Заключительная часть
|
тепла и уюта.
|
Столовые приборы — изделие, инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом.
Атмосфера – (ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ) окружающие условия, обстановка.
Уют — это хорошее настроение, ощущение счастья.
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Распространи предложения, используя слова для справок.
предложения |
Слова для справок |
Комната озарена. |
Солнечный свет, белоснежная скатерть, обеденный, за столом, столовые. |
Стол накрыт. |
|
Стоят приборы. |
|
Дети сидят. |
2. Раздели текст на предложения.
На белоснежной скатерти стоят столовые приборы в центре стола тарелка с румяными булочками за столом сидят дети они вернулись из школы мать наливает им горячий суп мальчики едят с большим аппетитом а девочка смотрит, кто вошёл в комнату.
3. Определи пропущенную орфограмму, подбери проверочное слово.
С…дят –
Б…лоснежная –
Об…денный –
Ст…ловые –
Ст…ят —
Материал для учителя.
В конце 1950-х — 1960-е годы С. А. Тутунов пишет две большие картины: «Ожидание» и «Зима пришла. Детство». Хотя они и не задумывались как диптих, но связаны тематически и композиционно объединены горизонтальным форматом полотен, мотивом фигуры, стоящей в комнате у окна. Романтический мотив окна художник избрал как образ внешнего мира. К картинам он сделал две серии эскизов и вариантов разной степени законченности, каждый из которых интересен. Художественные способности С. А. Тутунова проявились рано. Рано определился и выбор живописи в качестве главного занятия в жизни. Начальное художественное образование он получил в московской средней художественной школе, где учился вместе с младшим братом Андреем и куда братья Тутуновы поступили в 1939 году. Ему необыкновенно повезло с первым учителем. В этой школе преподавал замечательный художник В.Н. Мешков (1867 — 1946). Отличный портретист и виртуоз-рисовальщик, он был прирожденным педагогом и еще до революции основал частную школу, просуществовавшую более четверти века.
«Зима пришла. Детство» Сергей Андреевич Тутунов.
Наступила долгожданная зима. Вся земля покрылась пушистым снегом. А на ветках лежит серебристый иней.
Мальчик стоит у окна затаив дыхание. А за окном кружатся хлопья снега. Снежинки прилипают к стеклу. Удивительная картина заворожила малыша. Он смотрит на снег и мечтает о новогодней ёлке, о подарках, о зимних забавах.
Зима – это самое загадочное и красивое время года. В зимнее время каждый человек верит в мечты и ждёт чуда.
План.
1. Долгожданная зима.
2. Удивительная картина.
3. Вера в мечты.
Вопросы для сочинения.
1. Какая зима наступила?
2. Чем покрылась вся земля?
3. Что лежит на ветках?
4. Как мальчик стоит у окна?
5. Где кружатся хлопья снега?
6. К чему прилипают снежинки?
7. Какая картина заворожила малыша?
8. На что он смотрит? О чём мечтает?
9. Какое время года самое красивое и загадочное?
10.Во что верит каждый человек в зимнее время?
Вступительная часть
|
долгожданная пушистым снегом серебристый иней
|
Основная часть (описание картины)
|
затаив дыхание за окном к стеклу удивительная на снег, о новогодней ёлке, о подарках, о зимних забавах
|
Заключительная часть
|
зима мечты и ждёт чуда
|
Затаив дыхание — с интересом, стараясь не проронить ни слова, стараясь не пропустить ни слова, сосредоточенно, стараясь не пропустить ни звука.
Заворожила – очаровала
Диптих — (др.-греч. — «двустворчатый, состоящий из двух дощечек») первоначально термин обозначал употреблявшиеся греками и римлянами таблички-книжки для записи, представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, Сегодня термин обычно применяется к парным изобразительным произведениям (картинам, гравюрам, фрескам), объединённым общей идеей или сюжетом.
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Подбери имена прилагательные к данным существительным, используй слова для справок, несколько слов придумай сам.
Зима –
Снег –
Слова для справок: долгожданная, пушистый, мягкий, холодная, суровая, рыхлый, искрящийся.
2. Вставь в текст имена прилагательные там, где это возможно.
Наступила зима. Вся земля покрылась снегом. А на ветках лежит иней. С неба падают снежинки.
3. Соедини синонимы стрелкой.
Вьюга – Мальчик – Пушистый – Зима – |
холодное время года метель ребёнок мягкий пурга |
Материал для учителя.
Алексей Степанович Степанов
(24 апреля [6 мая] 1858, Симферополь, Таврическая губерния — 5 октября 1923, Москва) — русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из учредителей «Союза русских художников». Будучи студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, Степанов начинает сотрудничество с журналом «Природа и охота», продолжавшееся долгие годы. С 1883 по 1895 год в журнале опубликовано около ста рисунков Степанова. С 1888 года экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, картина «Гоп! Гоп!» была принята к показу на XVI Передвижной выставке. Первый успех Степанову приносит выставленная в 1889 году на XVII Передвижной выставке картина «Лоси едят сено зимой». Картина единогласно принята на выставку Советом Товарищества и была приобретена П. М. Третьяковым для своей коллекции.
Алексей Степанович Степанов «Лоси»
Пришла зима. Небо серое. Кругом лежит пушистый снег. Пусто вокруг. Трудно животные переживают холодное время года. Нелегко зимой добывать пищу.
На помощь пришли люди. На лесную поляну егерь привёз стог душистого сена. Лосиная семья вышла из леса. Они рады такому лакомству. Маленькие лосята жадно щипают клоки сухой травы. Зимний день короткий. Лоси торопятся. До темноты надо успеть вернуться в чащу.
С помощью красок художнику удалось изобразить грусть которую чувствуют лоси в тяжелое зимнее время.
План.
1. Нелёгкое время года.
2. Помощь людей.
3. Чувства на картине.
Вопросы для сочинения.
1. Какое время года пришло?
2. Какого цвета небо?
3. Что лежит кругом?
4. Как вокруг?
5. Как животные переживают холодное время года?
6. Что зимой добывать нелегко?
7. Кто пришёл на помощь?
8. Куда привёз егерь стог душистого сена?
9. Откуда вышла лосиная семья?
10.Чему они рады?
11.Что жадно щипают маленькие лосята?
12.Какой зимний день?
13. Что делают лоси?
14.Куда им надо успеть вернуться до наступления темноты?
15.Что удалось изобразить художнику с помощью красок?
Вступительная часть
|
зима серое пушистый снег пусто трудно пищу
|
Основная часть (описание картины)
|
люди на лесную поляну из леса такому лакомству клоки сухой травы короткий торопятся в чащу
|
Заключительная часть
|
грусть которую чувствуют лоси в тяжелое зимнее время |
Е́герь (от нем. Jäger — охотник) — штатный работник лесного охотничьего хозяйства (лесничества), заповедника, заказника, ведающий охотой и охраной животных; охотник-профессионал. В отличие от лесника к его заведованию относится фауна (животный мир) своего егерского обхода (участка).
Стог — большая высокая и округлая или четырёхугольная куча плотно уложенного сена.
Чаща — густой частый лес.
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Закончи предложения, используя слова для справок, если необходимо, то изменяй форму слова.
На помощь пришли … . На лесную поляну егерь привёз стог … . Лосиная семья вышла … . Они рады такому … . Маленькие лосята жадно щипают клоки … . Зимний день … . Лоси … . До темноты надо успеть вернуться … .
Слова для справок: в чащу, душистое сено, из леса, короткий, лакомство, люди, сухая трава, торопятся.
2. Раздели текст на части: вступительную, основную, заключительную.
Пришла зима. Небо серое. Кругом лежит пушистый снег. Пусто вокруг. Трудно животные переживают холодное время года. Нелегко зимой добывать пищу. На помощь пришли люди. На лесную поляну егерь привёз стог душистого сена. Лосиная семья вышла из леса. Они рады такому лакомству. Маленькие лосята жадно щипают клоки сухой травы. Зимний день короткий. Лоси торопятся. До темноты надо успеть вернуться в чащу. С помощью красок художнику удалось изобразить грусть которую чувствуют лоси в тяжелое зимнее время.
3. Внимательно прочитай текст. Озаглавь его. Выпиши словосочетания существительное + прилагательное, поставь вопрос.
Пришла суровая зима. Небо серое. Кругом лежит пушистый снег. На заднем плане картины видны кустарники и голые деревья, покрытые снегом. Пусто вокруг. Только добродушные лоси ищут себе пищу. А когда они находят копну сена, молодые лосята сразу же принимаются за еду. Глава семейства, наблюдает, что бы ничего, не прервало их трапезу. Он, кажется, замечает самый тихий шорох, потому что он оберегает свою семью. Чувствуется, что лоси уже не раз сюда приходили. Они знали о том, что на этой поляне есть копна душистого сена. Зимние дни очень коротки. Лосям надо поспешить, чтобы успеть к себе в чащу.
Материал для учителя.
«Утро в сосновом лесу» (1889 год) холст, масло, картина находится в Москве в Третьяковской галерее.
Картина русских художников И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. Константин Савицкий написал медведей. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину именно Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину».
Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Ранее летнее утро. Первые лучи солнца пробиваются в чащу соснового леса.
На поляну вышла медведица с тремя медвежатами. Медвежата залезли на сломанное дерево. Один из малышей встал на задние лапы. Он любопытно всматривается в чащу леса. Медведица стережет своих детей.
Скоро начнётся день. Лес проснётся. И мать уведёт малышей вглубь леса.
План.
1. Первые лучи солнца.
2. Медведица с медвежатами.
3. Скоро начнётся день.
Вопросы для сочинения.
1. Какое утро наступило?
2. Куда пробиваются первые лучи солнца?
3. Кто вышел на поляну?
4. Куда залезли медвежата?
5. Что сделал один из малышей?
6. Как он всматривается в чащу леса?
7. Что делает медведица?
8. Когда начнётся день?
9. Что сделает лес?
10.Куда уведёт мать своих малышей?
Вступительная часть
|
раннее, летнее первые лучи, пробиваются в чащу |
Основная часть (описание картины)
|
вышла медведица, медвежата залезли, сломанное дерево встал на задние лапы любопытно, всматривается |
Заключительная часть
|
начнётся проснётся уведёт, вглубь леса |
Упражнения для подготовительной работы на уроке и дома.
1. Рассмотри внимательно картину и ответь на вопросы.
Кто вышел на поляну?
Куда залезли медвежата?
Что сделал один из малышей?
Как он всматривается в чащу леса?
Что делает медведица?
2. Подбери синонимы к словам : медведица, медвежата, лес. Используй слова для справок.
Слова для справок: малыши, мать, непоседы, бор, дети, чаща.
3. Вставь в текст пропущенные глаголы. Используй слова для справок.
Медведица с тремя бурыми медвежатами уже … и … на лесную полянку. Косолапые медвежата, совсем еще маленькие, … на огромное поваленное дерево. Один, самый проворный медвежонок, … на самую верхушку сломанного ствола. Он … за вторым медвежонком, который … на середине ствола и … на медведицу. Третий, видимо самый маленький из них, … на другой сломанной части могучего дерева, взгляд его устремлен вглубь леса.
Слова для справок: вышли порезвиться, забрались, проснулись, взобрался, уселся, наблюдает, смотрит, стоит.