«Развитие тактильных ощущений у детей с дизартрией»

Автор: Лунева Ирина Леонидовна

«Развитие тактильных ощущений у детей с дизартрией»

 

В последнее время специалисты ДОУ обеспокоены неуклонным ростом количества детей с речевыми нарушениями. Особенно беспокоит, что у большинства из них нарушения речи вызваны дизартрией, что усложняет работу по постановке и автоматизации звуков в речи.

Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений. Традиционные методы и приёмы по устранению речевых нарушений, которые логопеды применяли ранее, малоэффективны у детей с дизартрией. Поэтому всё чаще специалисты прибегают к нетрадиционным методам работы  с такими детьми.

Известно, что в двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Стимуляция нервных окончаний на пальцах, посредством тактильного восприятия, способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира, ведь дошкольный возраст — период активного всестороннего роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Систематическая работа по развитию тактильного восприятия, тренировке движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается мышление, внимание, память, слух, зрение. 

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Например, для эффективности работы над чистоговорками, скороговорками по автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией  способствовало условное тактильное ощущение с использованием веточек, палочек, шишек, песка, круп, фасоли, мелких камешков.                                 

Мелкая моторика и тактильные ощущения развиваются с большим эффектом, когда ребенок рисует:

·        кулаком;

·        ладонью;

·        ребром руки;

·        щепотью;

·        пальцем;

·        одновременное использование нескольких пальцев;

·        симметрично двумя руками;

·        насыпание  из кулачка;

·        с помощью различных предметов (ребристого мячика)

Большой интерес и популярность у детей вызывают «Тактильные книги». Особенность книг заключается в том, что ее страницы содержат небольшие предметы, разные по фактуре и цвету. Необычность и привлекательность книг в том, что имеется возможность фантазировать, передвигать предметы, застегивать и расстёгивать, а так же дорисовывать на их страницах предметы, создавая свой сюжет, позволяя ребёнку выразить свое «я».

Одним из направлений в работе по развитию тактильного восприятия  — это работа с песком. Рисование песком — это один из самых необычных способов творческой деятельности, самый естественный и доступный для каждого ребенка. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр. Рука и пальцы при рисовании песком слушаются ребенка лучше, чем карандаш. Мелкая моторика и тактильные ощущения развиваются с большим эффектом, когда ребенок рисует:

  • кулаком;
  • ладонью;
  • ребром руки;
  • щепотью;
  • пальцем;
  • одновременное использование нескольких пальцев;
  • симметрично двумя руками;
  • насыпание  из кулачка;
  • с помощью различных предметов (ребристого мячика)

Рисование основных геометрических фигур: прямых и кривых линий, прямоугольников, треугольников, кругов и спиралей в увлекательной и игровой форме развивает у детей  мелкую моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, рука готовиться к письму. 

Подводя итог всего вышесказанного можно утверждать, что перечисленные используемые методы и приемы являются эффективным развивающим, обучающим, и коррекционным инструментом в работе с детьми с дизартрией.

×
×