РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Бондаренко Анна Васильевна

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника

 

Система воспитания по Ф. Фрёбелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет. Однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. И еще немаловажный факт – система работы по Фрёбелю отвечает основным принципам ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности – через игру, и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

ФГОС ДО определяет развивающую предметно – пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

В дошкольном учреждении используется разнообразный дидактический и игровой материал, среди которого особо можно выделить набор «Дары Фрёбеля» — комплект методических пособий с условиями для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Набор «Дары Фрёбеля» применяется на групповых и индивидуальных занятиях, индивидуальных занятиях, а также в режимных моментах.

Фридрих Фрёбель — немецкий педагог, известен как создатель первого детского сада. Фрёбель придумал поэтичное название — «детский сад». В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти «цветы жизни», называли «садовницами». Фрёбель разработал основы методики обучения детей в детском саду. Принципы педагогики Фрёбеля: признание уникальности каждого ребенка; признание целостности детства в его проявлениях; целостный взгляд на развитие каждого ребёнка; выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде; единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам; создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка; признание ребенка как части семьи и общества.

Система Фрёбеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности: подвижные игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др.

 Ведущее место в своей системе Фрёбель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Фрёбель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фрёбеля». Во времена педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 даров.  

Первый дар: «Шерстяные мячики», мячи разного цвета на ниточках. Игры с мячом знакомят детей с цветами; дают первичное понимание формы.

Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра. Данный дар знакомит детей с геометрическими телами и различиями между ними, развивает исследовательские навыки.

Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает детям понимать понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей).

Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

Седьмой дар: «Цветные фигуры»: дети знакомятся с различными фигурами, учатся строить сложные фигуры используя простые формы.

Восьмой дар: «Палочки» дети сравнивают длину различных линий; конструируют различные модели по образцу или по замыслу.

Девятый дар: «Кольца и полукольца» дети учатся создавать структуры с помощью дуг; развивается воображение и творческие способности.

Десятый дар: «Фишки» знакомит детей с отношениями между точками, линиями и плоскостями; способствовать развитию зрительно-моторной координации и детского творчества.

Одиннадцатый дар: «Цветные тела» включает цветные геометрические фигуры — кубик, шарик, цилиндр. Развивают навыки сравнения и выполнения по образцу, мелкую моторику. 

Двенадцатый дар: «Мозаика». Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга. 

Тринадцатый дар: «Башенки» треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр. Развивают навыки конструирования, воображения. 

Четырнадцатый дар: «Арки и цифры» — 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами. Способствуют развитию сенсомоторных навыков, конструктивных и творческих способностей.

Знакомство с каждым из наборов происходит по одним и тем же этапам:

— визуальное обследование «дара» как целого;

— свободная игра ребенка с «даром»;

— помощь ребенку в осмыслении того, что он построил;

— побуждение ребенка к самостоятельному созданию тех предметов, которых он еще не строил;

— строительство с участием и по подсказке взрослого;

— строительство по образцу;

— строительство и перестроение: большое — маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств;

— построение предмета с заданными свойствами.

Таким образом, Ф. Фребель ведет ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, воспитатель формирует у него системные знания об окружающей действительности. Значительное место в занятиях с дарами отводится такому приему моделирования, как «перестроения», которое педагог еще называет «переменой». Этот прием заключается в перемещении фигур в рамках построенной модели с целью получения модели другого предмета или этого же, но с другими качествами или свойствами, что может обозначаться понятием «трансформация». 

Использование «Даров Фребеля» в педагогической практике помогает развивать конструктивные способности детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальном взаимодействии.

×
×