Автор: Хвастунова Людмила Матвеевна
Развивающие задания по литературному чтению
во 2-4 классах.
Хвастунова Л.М.
учитель начальной школы
МБОУ ШКОЛА №114
Самара
На уроках литературного чтения в соответствии с обновлённым ФГОС и Примерной программой учителю предстоит решить много задач: это не только необходимое обучение технике осознанного чтения, но и воспитание интереса к чтению, формирование кругозора, обогащение нравственного опыта растущего человека.
Опыт работы коллег в старших классах позволяет выделить проблемы: отсутствие интереса, формальное чтение, позиция «наивного читателя», т.е. непонимание главной мысли, замысла автора, особенностей жанра, стиля писателя.
Предупреждать эти проблемы следует в начальной школе, во 2-4 классах.
В нашей работе сделан акцент на анализе художественных текстов, понимании замысла автора и особенностей текста.
При этом учитывается требования системно-деятельностного подхода: достаточное участие детей самостоятельной работе в рамках ситуаций затруднения и учебной задачи. Задания вводят детей в зону ближайшего развития, имеют деятельностный характер, поскольку взяты из практики развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Каждый тип задания выполняется на отдельном уроке. Сначала даётся шанс самостоятельного выполнения задания, далее обсуждается способ и результат его выполнения. Ведётся пошаговая работа от задания к заданию. На последующих уроках аналогичные задания могут стать материалом самостоятельной или контрольной работы.
Первый тип заданий посвящён анализу классического поэтического произведения. Задания направлены на понимание текста (задание 1), на настроение лирического героя (это основное в лирике) — (задание 2), на роль в передаче содержания художественных средств. (Перед началом выполнения заданий желательно иллюстрировать детям содержание видами — фото или видео цветущих яблонь)
Тест «Старая яблоня»
Прочитай стихотворение И.Бунина «Старая яблоня» и выполни задании, помещённые ниже.
Старая яблоня Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчёл и ос, завистливых и злых… Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других!
|
Пояснение слов Благовонный – ароматный, душистый Блаженный — высшей степени счастливый |
Задание 1
Какое явление в природе более других привлекло внимание рассказчика?
1. Что яблоня вся в снегу
2.Что на ней гудели пчёлы и осы
3. Что яблоня старится
4. Что старая яблоня как молодая
Отметь правильный ответ
Задание 2
Какие слова наиболее точно характеризует чувства, настроение рассказчика?
1. Любование
2. Хвалебное
3 Восхищенное
4. Насмешливое
5. Прославляющее
Задание 3
Как ты понимаешь сочетание слов «вся в снегу кудрявом, благовонном…»
Задание 4
Зачем рассказчик называет старость яблони «молодой»?
Правильные ответы – пояснения в обсуждении ответов.
1. 4 2. 123 3. Метафора: белые , которыми усыпаны ветки яблони похожи на снег
4. «Молодая старость» – оксюморон, старая яблоня молодая, потому что на ней больше цветов и будущих яблок, чем на молодых деревьях. Она цветёт обильно, как молодая.
Задания второго типа рассчитано на прозаические тексты, на определение в повествовании сюжетной логики, кульминации, или на выявление настроения, отношения автора в описании, или на определение основной мысли по названию. Учебная задача создаётся наличием лишних, неподходящих фраз, которые надо убрать ученикам при составлении текста.
Задание 1.
Восстанови из перепутанных частей текст «Лягушка-насмешница» так, чтобы соответствовал своему названию.
Учти, что среди перепутанных фрагментов есть два неподходящих.
ЧАСТИ ТЕКСТА
ЛЯГУШКА ЛОВКО
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМАЯ!»
ВСКОРЕ ОНА ДОГНАЛА
«КАК ВЫ ПОЖИВАЕТЕ?»
ЛЯГУШКА СКАЗАЛА ЧЕРЕПАХЕ
НЕПОВОРОТЛИВУЮ ЧЕРЕПАХУ
«НУ И ПРЫТКАЯ ВЫ, ГОЛУБУШКА!»
ПРЫГАЛА ПО ТПРОПИНКЕ К РУЧЬЮ
«ДА ЗА ВАМИ И САМОМУ ЗАЙЦУ НЕ УГНАТЬСЯ!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
Примечание: созданный текст обязательно записывается и прочитывается, чтобы ученик видел его целостность и завершённость.
В статье приведены лишь некоторые примеры подобных развивающих заданий. На наш взгляд, такие задания готовят грамотного читателя с младшего школьного возраста.