Автор: Глазкова Любовь Юрьевна
Реализация инновационных технологий
через внеурочную деятельность методического объединения учителей математики, информатики и физики.
Неделя точных наук.
ВСТУПЛЕНИЕ
Инновационные технологии предполагают создание когнитивной схемы мышления, воспитание чувства собственного достоинства, в основе которого лежит дифференцированный подход, хорошее знание теоретического материала обеспечивает успешность обучения, создание проблемной ситуации помогает в работе с одарёнными детьми.
Повышение уровня мотивации к учебному труду обеспечивает формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя.
Постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем способствуют формированию доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
Внеклассная работа в нашей школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету.
Внеклассная работа: спецкурсы, факультативы, кружки и секции, олимпиады, доклады и рефераты, конкурсы, неделя точных, индивидуальные консультации.
В настоящее время существует много разновидностей предметной внеклассной работы: олимпиады, КВН, различные предметные эстафеты, марафоны, кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают обучающихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин. А, следовательно, не позволяет вовлечь большое количество учеников, что может привести к потере интереса к предмету у ребят, не вовлечённых в мероприятие.
Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами. Такие, как предметные недели.
ВВЕДЕНИЕ
Предметная неделя математики, информатики и физики в нашей школе является комплексной формой работы по предметам, направленная на повышение внутренней мотивации школьников к изучению точных наук. Это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества. Это ещё и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности обучающихся разных возрастов. Возникновение интереса к данным предметам у значительного большинства школьников зависит от того, насколько умело построено проведение Предметной Недели.
Преподаватели нашей школы ведут большую подготовительную работу, во время которой учителя и их ученики получают возможность для сотрудничества, для общения, не связанного с рамками программы. Дети получают возможность познакомиться с другой математикой, физикой, информатикой: более интересной, живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, подбирается занимательного и исторического характера.
Учителя умело планируют предметную неделю точных наук, стараются задействовать все классы, подготовить и провести мероприятия на должном уровне, поэтому уверенны, что кто-то из ребят просмотрит на их предмет другими глазами.
Такая деятельность с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность обучающихся, с другой – несёт в школу праздничность и дух состязательности.
ПРИНЦИПЫ НЕДЕЛИ ТОЧНЫХ НАУК
В основе недели математики, информатики и физики лежат принципы: углубление и расширение учебного материала, привитие обучающимся практических навыков, сообщение сведений из истории развития математики, решение примеров и задач повышенной трудности, использование занимательной математики, физики и информатики.
Каждый ребёнок является активным участником всех событий Недели. ОН может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДЕЛИ
Неделя точных наук – одна из форм внеурочной работы, а проведение Недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным курсом обучения, дополнять и углублять его, тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Каждое мероприятие, проведённое в ходе предметной Недели, запомниться и обязательно несёт нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие, а просто конкурсы.
У обучающихся имеется большое желание проверить свои силы, математические, физические, информационные способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Такое мероприятие помогает выявить обучающихся, имеющих интерес и склонности к занятиям по этим предметам, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа новых физико-математических и научно-методических кадров.
Наша школа управляет воспитательным процессом. Управлять воспитательным процессом – значит, не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам.
РОЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ТОЧНЫХ НАУК
Неля математики, физики и информатики – это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определённые учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединённых общими идеологическими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и обучающимся, и подчинённое решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п.
Продуманная нами предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из лёгких — «сломать» стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.
Одной из причин «прохладного» отношения школьников к учёбе является кажущаяся не востребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Наши же Предметные Недели дают возможность использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки. И возможно, это послужит первым толчком для формирования нового отношения к учёбе, как к чему-то целостному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Подготовительный этап.
2. Проведение Предметной недели:
· Направление первое «День истории математики».
· Направление второе « День занимательной математики».
· Направление третье «День математических состязаний».
· Направление четвёртое «День прикладной математики».
· Направление пятое « День массовых мероприятий и игр».
3. Подведение итогов и награждения на итоговых линейках школы.
ПЛАН НЕДЕЛИ ТОЧНЫХ НАУК
Понедельник
Выпуск школьных газет, презентаций, видеороликов (Конкурс математических газет «Разные страны – разный счет», «Математика о вреде курения», «Ученые о вечном двигателе» и т. д.). Историческая викторина «По тропинкам математики». Сдача рефератов «Учёные – математики, физики, информатики», конференция «Свойства электромагнитного излучения»,
Вторник
КВН, конкурсы «Смекалкиных», «Решай! Смекай! Отгадывай!», «Математический аукцион», конкурс ребусов, конкурс «Знатоков пословиц», конкурс афоризмов о математике…
Среда
Конкурс «Сосчитай-ка!» (одновременный устный счёт во всех классах), Интеллектуальный марафон, итоги заочных олимпиад, дискуссия «Вечный двигатель! Возможно ли это?»
…
Четверг
Выставки математического творчества, конкурс геометрических моделей «Строитель», опытных образцов, таблиц, схем…Конкурс математических сказок «Старая сказка на новый лад», «Взгляды древних ученых на молекулярное строение вещества», …
Пятница
Игра по станциям «Математический маршрут», Математическое кафе, заседание клуба «Любители кроссвордов», игры: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Сто к одному», конкурсная программа с участием родителей «Ты + Я = 7Я»
ВЫВОД
Известно, что современное образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Поэтому внеклассная работа по предмету очень важна. Она отличается от учебной деятельности, прежде всего тем, что не является обязательной. Здесь используются самые увлекательные коллективные дела: игры, конкурсы, состязания эрудитов, математические вечера, КВНы.
Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики, физики, информатики и предметная неделя выступают как коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самореализовываться, расти духовно и творчески.
Уважаемые коллеги!
Творите, выдумывайте и помните: дети скучных не любят, они их не замечают,
Поэтому всё зависит от учителя! Четко продумывайте цели, программу предметной Недели, прогнозируя её результаты, вовлекайте обучающихся, распределяя их роли, чтобы вся Неделя в целом представляла яркое, запоминающееся событие школы.