Автор: Цайтлер Ксения Игоревна
Реализация комплекса внеурочных занятий «здравствуй, друг!» как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса с ЗПР.
Цайтлер К.И., студентка ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1» Соболева М.И., преподаватель ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»
Аннотация. В статье представлены результаты дипломного исследования, посвящённого проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с задержкой психического развития (вариант 7.2) посредством использования комплекса внеурочных занятий «Здравствуй друг!».
Обоснована актуальность исследования, раскрыты теоретические аспекты проблемы и представлены результаты апробации разработанного комплекса.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, задержка психического развития, внеурочная деятельность.
1. Введение
Взаимодействие со сверстниками является важным аспектом в развитии обучающихся с ЗПР. Это взаимодействие не только способствует социализации, но и влияет на эмоциональное, когнитивное и поведенческое развитие.
Успешное общение является ключевым элементом социальной адаптации и интеграции младших школьников в общество. Развитие коммуникативных навыков способствует улучшению учебной деятельности, так как умение выражать свои мысли и понимать других является основой для успешного усвоения учебного материала.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс внеурочных занятий «Здравствуй друг!» для формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с ЗПР.
2. Обзор литературы
Теоретико-методологические исследования составляли работы следующих авторов: Д. В. Зайцев, А. В. Мудрик, С. А. Козлова, А.Б. Зверинцев., Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.В. Брагуца , В.В. Краевский, Н.И. Никольская, Е.В. Леонова.
3. Методология исследования
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сущностная характеристика понятия; классификация; синтез, конкретизация теоретических положений; обобщение). Практические (наблюдение; диагностическое исследование).
В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «Г» класса (11 человек) с ЗПР ( вариант 7.2) МБОУ СОШ №1 им. Н.К. Крупской г. Нижний Тагил.
4. Результаты исследования
На основе теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта был разработан комплекс внеурочных занятий «Здравствуй друг!», направленный на формирование коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с ЗПР (вариант 7.2). Комплекс включает в себя 8 внеурочных занятий, направленных на формирования различных навыков коммуникации.
Апробация разработанного комплекса проводилась в течение 10.02.2025 по 08.03.2025 г. в 4 «Г» классе МБОУ СОШ №1 им. Н.К. Крупской. Для оценки эффективности использовались методы педагогического наблюдения, тестирования и анализа продуктов деятельности учащихся.
Данные, полученные посредством методики «Кто прав» Г.А. Цукерман позволяют заключить, что представленный комплекс внеурочных занятий является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса с ЗПР (вариант 7.2). Использование разнообразных методов и приёмов, организация групповой работы и учёт возрастных особенностей способствуют повышению интереса учащихся к занятиям и достижению поставленных целей. Для дальнейшего совершенствования комплекса необходимо предусмотреть индивидуализацию заданий, более чёткую формулировку целей, расширение спектра развиваемых коммуникативных навыков и включение элементов практического применения.
5. Обсуждение
Полученные результаты подтверждают эффективность использования комплекса внеурочных занятий «Здравствуй друг!» для успешного формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса с ЗПр (вариант 7.2). Сравнение результатов до и после апробации показало положительную динамику по всем показателям.
Полученные данные согласуются с результатами других исследований, посвящённых формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Однако следует отметить, что данное исследование имеет ограничения, связанные с небольшим объёмом выборки и отсутствием контрольной группы. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение эффективности разработанного комплекса на более широкой выборке учащихся.
6. Заключение
Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что использование комплекса внеурочных занятий «Здравствуй друг»» способствует эффективному формированию коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с ЗПР (вариант 7.2). Разработанный комплекс
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителей-дефектологов, работающих с детьми с ЗПР. Разработанный комплекс внеурочных занятий может быть адаптирован для использования в других классах и образовательных учреждениях.
7. Список литературы
1. Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 -с.31-35.
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: . Пособие для учителя / А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2013. — 151с.
4. Беркалиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы //СПб.: Каро. – 2007.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
6. Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности // Образовательный проект razvitum : сайт. – URL: https://razvitum.ru/articles/masters/2016-03-21-07-32-34 (дата обращения: 21.04.2024)