Реализация комплекса внеурочных занятий «здравствуй, друг!» как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса с ЗПР.

Автор: Цайтлер Ксения Игоревна

Реализация комплекса внеурочных занятий «здравствуй, друг!» как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса  с ЗПР.

Цайтлер К.И., студентка ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1» Соболева М.И., преподаватель ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»

Аннотация. В статье представлены результаты дипломного исследования, посвящённого проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с задержкой психического развития (вариант 7.2) посредством использования комплекса внеурочных занятий «Здравствуй друг!».

 Обоснована актуальность исследования, раскрыты теоретические аспекты проблемы и представлены результаты апробации разработанного комплекса.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, задержка психического развития, внеурочная деятельность.

1. Введение

 Взаимодействие со сверстниками является важным аспектом  в развитии обучающихся с  ЗПР. Это взаимодействие не только способствует социализации, но и влияет на эмоциональное, когнитивное и поведенческое развитие.

 Успешное общение является ключевым элементом социальной адаптации и интеграции младших школьников в общество. Развитие коммуникативных навыков способствует улучшению учебной деятельности, так как умение выражать свои мысли и понимать других является основой для успешного усвоения учебного материала.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс внеурочных занятий «Здравствуй друг!» для формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с ЗПР.

2. Обзор литературы

Теоретико-методологические исследования составляли работы следующих авторов:  Д. В. Зайцев, А. В. Мудрик, С. А. Козлова, А.Б. Зверинцев., Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.В. Брагуца , В.В. Краевский, Н.И. Никольская, Е.В. Леонова.

 

3. Методология исследования

теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сущностная характеристика понятия; классификация; синтез, конкретизация теоретических положений; обобщение). Практические (наблюдение;  диагностическое исследование).

 

В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «Г» класса (11 человек) с ЗПР ( вариант 7.2) МБОУ СОШ №1 им. Н.К. Крупской г. Нижний Тагил.

4. Результаты исследования

На основе теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта был разработан комплекс внеурочных занятий «Здравствуй друг!», направленный на формирование коммуникативных навыков у обучающихся 4-го класса с ЗПР (вариант 7.2). Комплекс включает в себя 8 внеурочных занятий, направленных на формирования различных навыков коммуникации.

Апробация разработанного комплекса проводилась в течение 10.02.2025 по 08.03.2025 г. в 4 «Г» классе МБОУ СОШ №1 им. Н.К. Крупской. Для оценки эффективности использовались методы педагогического наблюдения, тестирования и анализа продуктов деятельности учащихся.

Данные, полученные посредством методики «Кто прав» Г.А. Цукерман позволяют заключить, что представленный комплекс внеурочных занятий является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса с ЗПР (вариант 7.2). Использование разнообразных методов и приёмов, организация групповой работы и учёт возрастных особенностей способствуют повышению интереса учащихся к занятиям и достижению поставленных целей. Для дальнейшего совершенствования комплекса необходимо предусмотреть индивидуализацию заданий, более чёткую формулировку целей, расширение спектра развиваемых коммуникативных навыков и включение элементов практического применения.

5. Обсуждение

Полученные результаты подтверждают эффективность использования комплекса внеурочных занятий «Здравствуй друг!» для успешного формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса с ЗПр (вариант 7.2). Сравнение результатов до и после апробации показало положительную динамику по всем показателям. 

Полученные данные согласуются с результатами других исследований, посвящённых формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Однако следует отметить, что данное исследование имеет ограничения, связанные с небольшим объёмом выборки и отсутствием контрольной группы. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение эффективности разработанного комплекса на более широкой выборке учащихся.

6. Заключение

Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что использование комплекса внеурочных занятий «Здравствуй друг»» способствует эффективному формированию коммуникативных навыков  у обучающихся 4-го класса с ЗПР (вариант 7.2). Разработанный комплекс

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителей-дефектологов, работающих с детьми с ЗПР. Разработанный комплекс внеурочных занятий может быть адаптирован для использования в других классах и образовательных учреждениях.

7. Список литературы

1. Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 -с.31-35.

2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.

3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: . Пособие для учителя / А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2013. — 151с.

4. Беркалиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы //СПб.: Каро. – 2007.

5.  Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

6. Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности // Образовательный проект razvitum : сайт. – URL: https://razvitum.ru/articles/masters/2016-03-21-07-32-34  (дата обращения: 21.04.2024)

 

 

 

×
×