Автор: Грачев Алексей Александрович
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА «ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ» В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты. Форма наставничества «педагог – педагог» применяется во всех образовательных организациях. В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. Задача педагога-наставника: научить молодого педагога мотивировать к обучению студентов, вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Один из способов решения поставленной задачи: использование метода интеллект-карт с целью формирования познавательных учебных действий в рамках реализации ФГОС, которые позволяют сделать наблюдаемыми процессы мышления учащихся и обеспечивают формирование информационной компетентности.
Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского Внешне интеллект-карта напоминает нейроны головного мозга во взаимосвязи. А на самом деле структурно это оно и есть! Получается идеальное соответствие визуального восприятия с основой, заложенной в построении этой информации. Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Свойства интеллект-карты: – наглядность, – всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом, – привлекательность, – хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно, – запоминаемость, – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается, – своевременность, – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает, – творчество, – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи, – возможность пересмотра, – пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. Преимущества применения технологии интеллект-карт: – создание ясных и понятных конспектов уроков; – максимальная отдача от прочтения книг/учебников; – подготовка и планирование проектов; – ускорение запоминания, улучшение его качества; – мотивация; – активизация творческих процессов; – развитие ассоциативного мышления; – развитие образного мышления; – средство организации совместной деятельности; – экономия времени. Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации: – легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа; – внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах; – чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии; – быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления; – структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.). Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, обучающиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Критерии оценивания интеллект-карт. При анализе интеллект-карт оценивается наличие: – яркого, объемного центрального образа; – чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз; – ассоциаций, наполняющих структуру; – рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование; – блоков, подчёркивающих структуру; – связей между элементами структуры. Применение метода интеллект-карт в образовании очень разнообразно. Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: – изучение нового материала, – закрепление материала, – обобщение материала, – написание сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, – подготовка проекта, презентации, – аннотирование, – конспектирование. Данный метод дает возможность педагогу: – повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся, – развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности, – активизировать деятельность обучающихся, – изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений – корректировать знания обучающихся. Главное достоинство метода интеллект-карт – его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником. Преподавание – сложный многогранный труд. Особенно сложно тем, кто только ступил на этот путь. Чрезвычайно важно начать поддерживать молодых преподавателей уже с первого рабочего дня и далее делать это на непрерывной основе. Без такой поддержки молодые специалисты не достигнут успеха и не почувствуют удовлетворения от преподавательской деятельности. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, нам необходимо удерживать молодых специалистов, и это может произойти только в случае реализации качественных наставнических программ