Реализация практико-ориентированного подхода в начальной школе

Автор: Антонова Юлия Александровна

Реализация практико-ориентированного подхода в ходе учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Мотивация учебной деятельности- основное условие успешного обучения школьников.

«Учение лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить», писал К.Д.Ушинский.

 

Школа — это учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

В XXI веке ценность является не там, где мы воспринимаем по схеме знаю – не знаю, умею – не умею, а по новому стандарту ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь и делаю! Где происходит:

— Сбор информации

— Обработка информации

— Анализ информации

— Умение принимать решение

— Доведение до исполнения

 

На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации и становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение. Реализация этой цели требует выполнения основных задач:

Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.

Формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.

Формирование картины мира — адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

 

В последние годы наибольшее изменение претерпевает начальное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика.

В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия и для учащихся, и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных образовательных технологий начального звена.

 

Инновационные образовательные технологии

— Личностно-ориентированный подход

— Деятельностный подход

— Здоровьесберегающие технологии

— Тестовые технологии

— Внедрение проектной и исследовательской деятельности

— Арт-технологии

— Игровые технологии

 

Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.

 

Деятельностный подход

Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются им самим.

 

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

 

Тестовые технологии

Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий. Тестовая технология может применяться для текущей проверки знаний. Тогда, проверив работы, учитель сможет откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам.

 

Проектная деятельность

Все чаще в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, учится наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать.

 

Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.  Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания.

На уроке изобразительного искусства мной была использована арт-терапевтическая технология, благодаря которой ребята выразили своё эмоциональное состояние и чувство посредством специально подобранной техники.

 

Игровые технологии

Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности.

 

Использование игровых и арт-технологий позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, развивают творческие способности детей, вызывают живой интерес учащихся, создают положительную мотивацию к самообразованию, помогают решать вопросы социализации и здоровье сбережения.

На уроках изобразительного искусства мной так же были использованы игровые технологии.

Была использована «Игра-головоломка», которая заключалась в том, чтобы ребята составили из геометрических фигур изображения животных. Задание носило творческий характер.

 

Таким образом, применение в обучении различных видов деятельности способствует повышению интенсивности работы школьников, обеспечивает непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Спасибо за внимание!

×
×