Автор: Лариса Павловна Троицкая
8 класс конспект урока по теме : «Решение задач линейной структуры на КуМире».
Учитель информатики Троицкая Л.П.
КуМир это интегрированная система, позволяющей программировать.
В КуМире есть очень удобный текстовый редактор и компилятор,
а так же простой и удобный отладчик.
Структура программы на КуМире – аналогична структуре программы на Паскале.
В КуМире программа пишется на русском языке, что делает ее понятной и доступной ученикам.
В КуМире используются несколько типов величин:
Числовые величины:
∙ цел — это целые значения
∙ вещ — вещественные – это числа содержащие числа после запятой
Литерные или символьные величины:
∙ сим — значением может быть любой 1 символ
∙ лит — значением может быть строка символов
В системе КуМир есть встроенные функции , рассмотрим некоторые из них:
abs (X)= модуль числа х
sqrt (X)= корень квадратный х
MOD (A, B)= остаток от деления (А на В) , это целочисленное деление
DIV(A,B) = частное от деления (А на В) ) , это целочисленное деление
Запись математического выражения в математике отличается от записи
на языке КуМир. Пример:
математика |
КуМир |
I2 R |
(I**2)*R или I**2*R |
Чтобы начать писать программу надо познакомимся с командами
ВВОДА / ВЫВОДА информации и оператором присваивания.
Команда ВВОДА — команда, позволяет вводить данные с клавиатуры.
Команда ВЫВОДА — команда, позволяет выводить данные на экран монитора.
Команда присваивания.
Команда присваивания основное понятие в программировании и
используется тогда, когда надо присвоить переменной значение:
запомнить или изменить ее значение.
Например: ИМЯ переменной : = ВЫРАЖЕНИЕ.
Это записывается так С:=5.
Начнем писать программы линейной структуры.
Задача №1. Вводятся два числа. Определить сумму разность и
произведение чисел.
использовать Робот алг сумма 2 чисел нач вещ a,b,c1,c2,c3 вывод ‘введите a=’ ввод a вывод ‘введите b=’ ввод b c1:=a+b c2:=a—b c3:=a*b вывод ‘сумма а+в=’,c1,‘ a-b=’,c2,‘ a*c=’,c3 кон
|
|
Задача №2. По заданной стороне определить площадь квадрата
и объем куба.
использовать Робот алг объем куба площадь квадрата нач вещ a,v,s вывод ‘введите сторону a=’ ввод a s:= a**2 v:=a**3 вывод ‘Объем куба =’,v,нс вывод ‘площадь квадрата=’,s кон |
|
Задача №3. Вводится двухзначное число, вычислить сумму цифр
входящих в это число.
использовать Робот алг сумма 2 чисел нач цел a,b,c,z вывод «введите 2-х значное число =» ввод a b:=div(a,10) c:=mod(a,10) вывод ‘b=’,b,‘ c=’,c z:=b+c вывод ‘ сумма b+с=’,b+c кон
|
|
Задача №4.
Написать программу использования модуля числа.
использовать Робот алг произведение нач вещ x,y,c вывод ‘введите x=’ ввод x вывод ‘введите y=’ ввод y c:=(abs(x)-abs(y))/(1+abs(x*y)) вывод ‘сумма модулей=’,c кон |
|
Задача №5
По введенным катетам определить гипотенузу.
использовать Робот алг гипотенуза треугольника нач вещ a,b,c вывод ‘введите катеты треугольника a=’ ввод a вывод ‘введите катеты треугольника b=’ ввод b c:=sqrt(a**2+b**2) вывод ‘гипотенуза треугольника с=’,c кон |
|
Задачи для самостоятельного решения:
1. Написать диалог разговор с другом о своем хобби.
2. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен 40,
а внешний вводится с клавиатуры число R (R>40).
3. Вводится трехзначное число, вычислить сумму цифр входящих
в трехзначное число, введенное с клавиатуры.
Литература
А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и вычислительной техники.
Учебник для средних учебных заведений.
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир.
http://xn--80aawbkjgiswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200901701
Прищепа Т.А.Преподавание программирования в среде КуМир
http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html
Практикумы в КуМир. К.Ю. Поляков. http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf
Сайт НИИСИ РАН https://www.niisi.ru/kumir/