«Решение задач линейной структуры на КуМире».

Автор: Лариса Павловна Троицкая

8 класс конспект урока по теме : «Решение задач линейной структуры на КуМире». 

Учитель информатики Троицкая Л.П.  

КуМир это интегрированная система, позволяющей программировать.

В КуМире есть очень удобный  текстовый редактор и  компилятор,

а так же простой и удобный отладчик.

Структура программы  на КуМире – аналогична структуре программы на  Паскале.

В КуМире программа пишется  на русском языке, что делает ее понятной и доступной ученикам.

В КуМире используются несколько типов величин:

Числовые величины:

∙ цел — это целые значения

∙ вещ —  вещественные – это числа содержащие числа после запятой

Литерные или символьные  величины:

∙ сим — значением может быть любой 1 символ

∙ лит — значением может быть строка  символов

В системе КуМир есть встроенные функции , рассмотрим некоторые из них:

abs (X)= модуль  числа х
sqrt (X)= корень квадратный х
MOD (A, B)= остаток от деления (А на В) , это целочисленное деление  

DIV(A,B) =  частное от деления  (А на В) ) , это целочисленное деление       
Запись математического выражения в математике отличается от записи

 на языке КуМир. Пример:   

математика

 КуМир  

IR   
 x1x2 + x1x3 + x2x3   

(I**2)*R    или   I**2*R
 x1*x2 + x1*x3 + x2*x3

 

Чтобы начать писать программу надо познакомимся с командами

ВВОДА / ВЫВОДА информации и оператором присваивания.

Команда ВВОДА — команда, позволяет вводить данные  с клавиатуры.
Команда ВЫВОДА — команда, позволяет выводить данные  на экран монитора.
Команда присваивания.

Команда присваивания основное понятие в программировании и

используется тогда, когда надо присвоить  переменной значение:

запомнить или изменить ее значение.

 Например:    ИМЯ переменной  : = ВЫРАЖЕНИЕ.

Это записывается так  С:=5.

Начнем писать программы линейной структуры.

Задача №1. Вводятся два числа. Определить сумму разность и

произведение чисел.

использовать Робот

алг сумма 2 чисел

нач вещ a,b,c1,c2,c3

  вывод ‘введите a=’

  ввод a

  вывод ‘введите b=’

  ввод b

  c1:=a+b

  c2:=ab

  c3:=a*b

  вывод сумма а+в=’,c1,‘ a-b=’,c2,‘ a*c=’,c3

кон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №2.  По заданной стороне определить площадь квадрата

 и объем куба.

использовать Робот

алг объем куба площадь квадрата

нач вещ a,v,s

  вывод ‘введите сторону a=’

  ввод a

  s:= a**2

  v:=a**3

  вывод ‘Объем куба =’,v,нс

  вывод ‘площадь квадрата=’,s

кон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №3.  Вводится двухзначное число, вычислить сумму цифр

 входящих в это число.

использовать Робот

алг сумма 2 чисел

нач цел a,b,c,z

  вывод «введите 2-х значное число =»

  ввод a

  b:=div(a,10)

  c:=mod(a,10)

  вывод ‘b=’,b,‘   c=’,c

  z:=b+c

  вывод ‘ сумма b+с=’,b+c

кон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №4.

Написать программу использования модуля числа.

использовать Робот

алг произведение

нач вещ x,y,c

  вывод ‘введите x=’

  ввод x

  вывод ‘введите y=’

  ввод y

  c:=(abs(x)-abs(y))/(1+abs(x*y))

  вывод ‘сумма модулей=’,c

кон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №5

По введенным катетам определить гипотенузу.

использовать Робот

алг гипотенуза треугольника

нач вещ a,b,c

  вывод ‘введите катеты треугольника a=’

  ввод a

  вывод ‘введите катеты треугольника b=’

  ввод b

  c:=sqrt(a**2+b**2)

  вывод ‘гипотенуза треугольника с=’,c

кон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи для самостоятельного решения:

1. Написать диалог  разговор с другом о своем хобби.

2. Найти площадь кольца, внутренний радиус  которого равен 40,

 а внешний  вводится с клавиатуры число R (R>40).

3. Вводится трехзначное число, вычислить сумму цифр входящих

 в трехзначное число,  введенное с клавиатуры.

 

Литература

А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и вычислительной техники.

 Учебник для средних учебных заведений.

Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир.

 http://xn--80aawbkjgiswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200901701

Прищепа Т.А.Преподавание программирования в среде КуМир 

http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html

Практикумы в КуМир. К.Ю. Поляков. http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf

Сайт НИИСИ РАН https://www.niisi.ru/kumir/

 

 

Скачать статью

×
×