Решение задач на дроби и проценты

Автор: Хакимова Гульнур Хашимовна

Открытый урок математики в 6 классе

Тема: Решение задач на дроби и проценты

I. Организационный момент

Ребята отгадайте загадку, которая поможет вам определить тему нашего  урока:

На рубль- копейки,

на доллары центы

Бегут, набегают в банке(что?)    (Проценты)

Какая тема нашего сегодня урока? Какова цель нашего урока?

(Сегодня у нас урок закрепления по теме «Проценты». Нам предстоит решать задачи на проценты, применять  правила  при решении этих задач) Наша цель на уроке — обобщить знания по теме «Проценты» и суметь применить их при решении реальных жизненных задач

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250

Решение: 48% = 0,48

                250 × 0,48 =120

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

                12 : 0,08 =150.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Решение: 150 : 600 × 100% = 25%.

Мы с вами познакомились с тремя типами задач.

С какими?( 1.Нахождение дроби от числа; 2.Нахождение числа по его дроби; 3.Нахождение процентного отношения)

 К какому типу относится задача?

1)Витя прочитал прочитал 50 страниц , что составляет  20% всей книги. Сколько

 страниц в книге?

2) В классе 25 учеников. 40% всех учащихся являются мальчики. Найти сколько мальчиков в классе.

3) Из 80г семян взошло 64г.
Найти процент всхожих семян?

III. Закрепление знаний на практике.

Решите задачу. В некотором сказочном государстве жили были три друга:попугай, мартышка и удав. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь , ползти и прыгать было далеко. Подумав они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил 100 бананнов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетм, и ещё в клюве торчал не до конца съеденный банан.

— Чего ты облизываешся?- спросила подозрительно мартышка?

— Банан доедаю, — ответил довольный попугай.

— Как это банан доедаешь?

— Да я и  сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на10%, а затем понизилась на 10%. Может вы ребята объясните?

Решение:

1)   100б : 100%*10% = 10(бананов) -10 %

2)   100+10 =110(б)цена после увеличения на 10%

3)   110:100%*10% =11(б)на столько снизилась цена

4)   110-11=99(б)- за такую цену купили вертолет

100-99 = 1(банан остался у попугая)

IV. Физминутка

Десятичная дробь – 1 раз похлопать в ладоши

Обыкновенная дробь- 2 раза

Смешанное число -3 раза

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемые в реальной жизни.

Учащиеся  выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, защищают решение.

1. Клиент- компания сотовой связи . 1 ряд

Своему постоянному клиенту компания сотовой связи решила предоставить на выбор одну из скидок. Либо скидку 15% на звонки абонентов других сотовых компаний в своём регионе, либо 25% на звонки в другие регионы, либо 20% на услуги мобильного Интернета. Клиент посмотрел распечатку своих звонков и выяснил, что за месяц он потратил 600 рублей на звонки других компаний в своём регионе, 500 рублей на звонки в другие регионы и 300 рублей на мобильный интернет. Клиент предполагает, что затраты на следующий месяц будут такими же. Какую скидку выбрал клиент? Объясните свой выбор.

2. Продавец — покупатель. 2 ряд

Вычислите  сколько рублей будет стоить весь товар с указанной скидкой.

Товар:                                       скидка на данный товар:

Шуба — 38 500 рублей                         15 %

Сапоги – 7 800 рублей                         10%

Шапка — 2 200 рублей                            5 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                    5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. 3 ряд

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 25% от начисленной суммы – премия.

 И вычесть 13% — налоги.

 Какую сумму получит сотрудник?

Дополнительно: (вставьте пропущенные слова)

1) Сотую часть центнера называют …?   (Килограммом.)

2) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее … на 100. (Умножить.)

3) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо … число процентов на 100. (Разделить.)

4) Процентом называют одну … часть числа. (сотую)

5) Так как 1% равен одной сотой части величины, то вся величина равна …. (100%)

VI. Итоги урока. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?

Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

VII. Домашнее задание
По учебнику : № 1.86; 1.89, 1.93  стр 24.

×
×