Автор: Исупова Анастасия Петровна
«Родители и дети, или как стать примерными родителями».
«Ребёнок – эталон моральной чистоты.
Любовь малыша очищает жизнь взрослого,
ведёт его к духовному возрождению».
«Отрицательное внимание»
«Страшная любовь»
Семья, в нашем понимании, вечный уют, накрытый стол, улыбки, сочувственные лица, тепло и уют.
А для кого-то – это раскаты грома, молнии супругов друг в друга, кричащие отец и мать, ночные рыдания, тяжкие незабываемые обиды.
Где рождается и где воспитывается маленький, но Человек? Кто и как строит его душу и личность?
Одна из заповедей С. Соловейчика гласит: «Люби ребёнка и умей выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации».
В.А. Сухомлинский предупреждал: «Но там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».
Дети, конечно же, радость нашей жизни, мы живём и трудимся во имя их счастья. Но говорить об этом детям нельзя, т.к. это только развращает их.
Ребёнок быстро привыкает к вниманию взрослых, и если его не замечают, например, во время еды, беседы, фильма, он начинает волноваться: «А вдруг меня разлюбили?» Это для любого ребёнка страшная беда. Привыкший к вниманию ребёнок будет добиваться его любыми способами. Так развивается синдром «отрицательного внимания». Например. Мальчик может вести себя грубо, вызывающе, нарушать дисциплину в коллективе, но зато он – в центре внимания, ему это нравится. Исправить это совсем просто: надо постоянно подчёркивать, что мы его видим и про него не забыли.
Иногда любовь к сыну или дочери перерастает в страх потерять ребёнка. Любовь всегда соседствует с таким страхом. Но надо постараться сделать так, чтобы страх не затмил разум, т.к. результатом «страшной любви» может получиться забитый, неконтактный, болезненный человек. Ребёнок может вырасти или неуверенным в себе, или, наоборот, эгоцентричным.
В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.
Первостепенная задача семьи — научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения». В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.
Отношения дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой окружающий мир начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока только начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.
Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде — семье.
Есть только один способ воспитать гражданина — включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с дру-гой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, — это «организация воспитания и счастья». В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье — старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь.
Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.
Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.
Семья — ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: «Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой’в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя» .
А.С. Макаренко писал: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди». У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они — значит холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.
На первый взгляд это звучит натяжкой, — то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка — все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: «Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен». Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни — и у ребенка остается неразбуженной душа.
Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются — любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.
Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного — любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме — доме его детства.
Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.
Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям — этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости.
Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами .
«Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, — говорит отец. — Делать так хорошо, как только можешь». Сын знает: эти слова — от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.
Все что есть у нас — это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.
В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.
Проблема трудных детей и подростков — это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за ее стенами, тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.
Каков взгляд родителей на людей — добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее: за деревьями можно ведь и не разглядеть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медленно действующую отраву этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе — такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.
Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как д^/ша, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям — вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.
Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию.
Но сейчас, по данным переписи населения, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи. Это ведет к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, чрезмерной заботы со стороны взрослых. И часто обожаемый «вундеркинд» на горе родителей очень быстро превращается в деспота.
Статистика показывает, насколько ныне качественно изменился состав бабушек и дедушек. Значительно возрос их культурный и образовательный уровень. Привлечение к воспитанию бабушек и дедушек значительно обогащает его возможности. Они большое подспорье в воспитании не только в семье, но и в школе: холят с ребятами на экскурсии и в театры, проводят беседы, организуют кружки. Они оказывают помощь в контроле за учебой и режимом дня. Им обычно лучше других известны взаимоотношения между ребятами во дворе, и они могут дать информацию об этом. Эти люди имеют большой жизненный опыт и могут поделиться им с остальными.
Но слишком много помогать так же плохо, как и слишком мало. Очень важно не пропустить и не угасить первые попытки самостоятельности, активности. Возникшая активность ребенка легко гасится, если взрослые сами начинают выполнять за него нужные действия. Но она угасает и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого должна быть строго дозирована. Неумеренный руководящий нажим лишь тормозит процесс нравственного и психического развития, происходит деформация в процессе формирования воли. Тогда вырастают не в меру послушные, безынициативные люди, ни за что не отвечающие, ничем не интересующиеся.. Активность и чувство ответственности не возникают -сами собой: они только воспитываются.
Порядочность — понятие очень емкое, многогранное, но есть категории, без которых оно немыслимо, — это честность, правдивость, точность, верность слову. Вряд ли можно уважать человека, если ему не свойственны эти черты характера. А ведь все они не врожденные, а даются воспитанием, тренировкой в нравственном поведении. В основе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь бороться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность — и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.
Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.
Ответы на анкеты для родителей показали, что большинство родителей достаточно четко представляют себе задачи нравственного воспитания. Только очень небольшая группа родителей не могла сформулировать, какие качества характера они хотели бы сформировать в своих детях. О таких родителях А.С. Макаренко говорил: «В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе. Просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».
Нравственное воспитание тогда эффективно, когда за провозглашением высоких моральных принципов стоим адекватное им реальное поведение. В противном случае воспитание нравственности и гражданственности сводится к пустому морализированию.
Людям инициативным, социально ответственным свойственно одно качество, ценность которого все возрастает. Это морально-психологическая готовность к сложной и разнообразной работе. Человек, который морально и психологически не готов к изменениям, не может в должной мере содействовать прогрессу производства, науки и техники. Ояветственность, надежность, морально-психологическая готовность личности рождаются и укрепляются в тех ситуациях, когда трудно, когда надо найти выход и выполнить задачу. Создание нового в науке и технике, свершение в труде — это всегда преодоление невозможного, зачастую преодоление себя.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдении за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.
Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина — вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: «Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель».
Несколько важных советов родителям.
- Никогда ничего не навязывайте ребёнку. Давайте ему советы, как поступать. Сначала задавайте вопрос сами себе: чего я хочу для ребёнка, чтобы ему было хорошо? Ответы на этот вопрос будут вам подсказывать ребёнку, как ему действовать.
- Помните, ребёнок нуждается в том, чтобы вы ставили рамки: «Я не хочу, чтобы ты это делал, «Если ты это сделаешь, мы поссоримся…» Ребёнок должен знать, что всему есть предел, что есть вещи, которые делать категорически НЕЛЬЗЯ.
- Будьте естественны. Ребёнок ждёт, что вы раскроете ему то, что есть в глубине вашей души.
- Помните, что отдавать больше – ещё не значит отдавать лучше. Главное, что вы хотите вложить в ребёнка.
- Рассказывая о своём трудном и тяжёлом прошлом, говорите о том, что вас вдохновляло, одобряло, поддерживало.
- Рассказывайте подробно о своих чувствах, мечтах, увлечениях, желаниях, которые повлияли на вашу дальнейшую жизнь. Пусть ребёнок узнает, что вы не только умеете запрещать что-то, соблюдать какие-то житейские правила.
Иногда трудно бывает понять детей. Но вот что важно: интересы детей всегда складываются под влиянием интересов взрослых.
Нравственный облик детей, их эстетические идеалы в первые 10 лет перенимаются у родителей, и лишь потом начинаются некоторые изменения, пересмотр позиций, а иногда и ускоренное развитие «обгон» родителей.
Умственная лень родителей, кстати, быстро и точно засекается детьми. Отсюда мы должны сделать вывод:
1. Заимев ребёнка, следует сразу смотреть вперёд: что вы можете дать ему?
2. Какие стороны своей натуры, какие принципы, какие чувства вы будете передавать своим детям.
3. Быть родителями – это важная профессия, работа, которая требует больших душевных затрат и терпения. Профессией этой надо овладеть, чтобы ваши дети были порядочными и счастливыми – это нужно нам и им. Для этого надо преодолевать свою усталость, своё раздражение и дурное настроение – ведь дети-то не виноваты!
4. Ребята, не получающие в семье вдоволь ласки, не знающие любовной, нежной заботы родителей, не только сами несчастны, но они могут вырасти чёрствыми и жестокими людьми. Свою неудовлетворённость они могут вымещать на других людях так, как когда-то вымещали на них своё раздражение родители.
Помните! «Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу!»