Автор: Горчакова Лидия Валериевна
Родительское собрание в старшей группе
Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детей». (Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста)
Время проведения: Сентябрь
Протокол от 23 Сентября 2024 года. №1
Собрание проводят: Мищенко М.А.; Горчакова Л.В. (воспитатели группы №10)
Форма проведения: беседа-диалог воспитатели с родителями детей.
Цель собрания: ознакомление родителей с годовыми задачами детского сада.
Задачи:
Ø Вызвать желание родителей принимать участие во всех
мероприятиях детского сада и группы.
Ø Ознакомленить родителей с возрастными особенностями детей
старшей группы (5-6 лет) ;задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе.
Ø Напомнить внутренний распорядок дня и режимные моменты.
Ø Рассказать о дополнительных кружках
Предварительная работа: Объявление о собрании. Подготовка памятки для родителей на тему: Развитие памяти в дошкольном возрасте. №1; Упражнений и игр. Памятка для родителей «Осень». №2, Памятка для родителей. «Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет). №3.
Повестка собрания:
1.Торжественное начало собрания. Поздравление родителей с началом учебного года .
2. Основные цели и задачи образовательной деятельности в старшей группе.
3. Психологические особенности детей 5-6 лет. Обратить внимание на подготовленные памятки для родителей. №1,2,3.
4. Перспективный план работы с родителями на учебный год 2024 – 2025год.
5. Выбор родительского комитета группы.
6. Разное
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!
Собрались мы сегодня с вами в начале нового учебного года и хотелось бы сегодня поговорить конкретно о наших детях, о достижениях, проблемах. Мы, знакомы уже не первый год. Наше знакомство
началось с младшей группы, а сейчас мы уже старшая группа. И каждый год мы решаем множество задач.
Одна из них взаимоотношения друг с другом. Вот сейчас мы проведем небольшое упражнение.
Упражнение «УЛЫБКА»
Сидящие родители берутся за руки и дарят самую добрую улыбку друг другу.
Хочу напомнить Вам, что теперь мы старшая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. На стенде информации для родителей можно увидеть,утверждённый заведующим Фадеенко Яной Николаевной, режим дня и сетку занятий в старшей группе.
Чтобы образовательный процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующими деятельность ДОУ.
А, сейчас, хотелось бы познакомить с психологическими особенностями детей 5-6 лет.
Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми.
Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая деятельность – остается игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Могут не соглашаться с предложенной ролью другими участниками игры.
Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Обратите внимание на Памятку для родителей. Развитие памяти в дошкольном возрасте. №1.
Здесь представлена очень важная информация по развитию памяти, как она связана с развитием речи в старшем дошкольном возрасте.
Так же, обратите внимание на небольшую подборку Упражнений и игр. Памятка для родителей «Осень». №2.
Так же, обратите внимание на Памятка для родителей. «Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет) №3 В памятке вы найдете всю информацию.
А теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть!
Игра «Дотронься до …».
— Я буду говорить, до кого необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.
— Дотроньтесь до того у кого светлые волосы,
-У кого голубые глаза,
-У кого есть серьги.
-Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет,
-У кого красивая прическа…
-Дотронься до того кто улыбается
-Дотронься до того кто сидит сегодня хмурый.
Далее, мы хотим познакомить вас с перспективным планом работы с родителями в старшей группе на 2024 -2025 учебный год. . Так же
предложить ознакомиться с календарно тематическим планированием образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста .
Мероприятия, которые мы можем предложить
1. Конкурс «Осенняя фантазия»
2. «Новогодний калейдоскоп»
3. Неделя здоровья. «Весёлые эстафеты с папами»
Сейчас давайте выберем новый родительский комитет или решим оставим ли старый. Решение примем голосованием.
Хотелось бы сказать родителям слова благодарности за активную помощь в жизни нашей группы.
Так же, хотелось бы показать немного фото нашего прогулочного участка и сказать родителям слова благодарности за такую красоту на участке.
А сейчас о насущном.
НОД у нас уже идет полным ходом с 16 Сентября.
Платные дополнительные образовательные услуги:
Ø Ритмоплатика и основы хореографии
Ø Начала грамоты
Ø Волшебная мастерская
Ø Маленькие художники
Ø Футбол
Ø Каратэ «Сётокан»
Ø Английский язык
Ø Логопед
О своём решении по записи в кружки сообщите воспитателям.
Напоминаем, приём детей в детский сад осуществляется до 8.30 Опаздывания мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов и зарядки.
Если по какой-то причине опоздали, предупредив воспитателя, подождите пока пройдёт утренняя гимнастика, не догоняйте детей во время проведения зарядки. Повторюсь, это сильно отвлекает детей.
Квитанции за детский сад оплачиваются до 20 числа каждого месяца.
Если ребёнок не посещает детский сад в связи с болезнью, отпуском и т. д., родители должны забрать квитанцию и оплатить её вовремя.
Если ребёнку дали направление к педиатру, то ребёнок принимается в детский сад только со справкой от участкового педиатра.
О выходе ребенка из отпуска или больничного необходимо обязательно сообщать. В группу не разрешается приносить пистолеты, сабли, мечи, лак для ногтей, помады, духи, бусы,
браслеты и т. д., жевательную резинку, конфеты для угощения своих друзей. Если хотим угостить, то приносим всем детям (на всю группу) либо не приносим вообще.
Игрушки из дома приносим в том случае, если даём играть другим детям.
Игрушки для группы ни в коем случае не берутся на прогулку. После прогулки игрушка не обрабатывается, поэтому в группу пронос игрушки запрещен. Родители должны следить за состоянием
приносимой игрушки в детский сад. Не допускаются грязные или сломанные игрушки.
Нельзя забирать детей родителям в нетрезвом виде и лицам младше 15 лет. Воспитатель имеет право не отдавать ребёнка в этих случаях.
На занятия по физкультуре необходимо иметь форму: шорты черного цвета; футболка белого цвета и чешки. На занятии по музыке необходимо иметь чешки.
Родитель обязан следить за порядком в шкафчике своего ребенка. Учим детей складывать вещи
аккуратно. Родители следят за вещами ребенка. Детская одежда должна быть чистой и опрятной.
И отдельная просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении как участка так и группы. Нам без вашей помощи, просто никак. А, так же, участвовать в конкурсах,
мероприятиях, посвящённых праздникам.
Упражнение «ПОДАРОК» (завершение)
— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит
группе.
Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами.
Спасибо за внимание!
Протокол родительского собрания в старшей группе №10 «Звёздочки»
Протокол от 23 Сентября 2024 года №1
Присутствовало родителей:________
Отсутствовало родителей:________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Памятка №1
Рекомендации для родителей по развитию памяти детей дошкольного возраста.
Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении.
Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.
Особенности запоминания детей
Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт,они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче картинки, тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.
Как развивать память у ребенка
Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.
Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице во время прогулки, в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом — заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.
С чего начать?
Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё,что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в общение с вами и расскажет обо всём, что он понял.
Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.
«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».
Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей
Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память, другие — когда сами читают или рассматривают картинки (зрительная память, третьи — если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память, а четвёртые — если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).
«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».
Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.
Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».
Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы.Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки,спросив: «Что звучит?».
Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.
Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.
Упражнения, развивающие память
Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.
«Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
«Диктант». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
«Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
«Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
«Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
«Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
«Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.
Памятка №2
Памятка для родителей дошкольников «Осень –чудная пора!»
Осень – переходный сезон, при котором природа быстро сменяется с зеленых красок на желтые и красные, погода становится холоднее, одежда теплее и объёмнее.
Но именно осенью детей легко привлечь к изучению окружающей среды, показать, как на животный мир влияют сезонные изменения, формировать умение выбирать и работать с бросовым материалом (шишки, листья, желуди и т.п.).
Наблюдение
Прогуливаясь по городу, парку понаблюдайте за сезонными изменениями. Отметьте, что листья на березах приобрели золотистый оттенок. Сравните его с оттенками на листьях других деревьев. Посмотрите, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть, а на каких еще остались яркими и зелеными. Обратите внимание на то, что трава стала желтеть и сохнуть. Обязательно понаблюдайте за птицами. Они собираются в стаи, прячутся.Посмотрите на одежду прохожих, которая стала теплее. Отметьте, что небо чаще становится серым, пасмурных, с множеством туч.
Гербарий и поделки из природного материала
Сборка гербария и поделки и природного материала – это одно из интереснейших занятий в это время года.
Листья хорошо используются в аппликации. Шишки и желуди можно применить в работе с пластилином, создавая зверушек, разных сказочных или придуманных ребенком персонажей.
Художественная литература
Через литературу можно прививать любовь к родному краю. Читайте детям как можно больше и чаще.
Дети с интересом слушают стихи о природе:М. Познанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», Ю. Капотов «Листопад», И. Демьянов «Осень», И. Токмакова «Осенние листья».
Фотографии
Не забывайте фотографироваться со своим ребенком на роскошном фоне. Фотографии, сделанные осенью на ярком золотистом или красном фоне, могут оживить в памяти прогулку. Просматривая их, можно закрепить впечатления малыша и снова полюбоваться красотой родного края или любимого места отдыха.
Обязательно знакомьте детей с основными правилами поведения в природе:
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников, кору деревьев.
2. Не рви цветы.
3. Ягоды и орехи собирай, не повреждая веточки.
4. Не лови насекомых.
5. Не разоряй муравейники.
6. Не подходи близко к гнездам птиц, не трогай руками и не разоряй их.
7. Не оставляй мусор.
8. Не разводи огонь.
9. Не трогать несъедобные грибы и ягоды, они нужны животным.
Памятка 3
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка. Именно сейчас можно понять, каким человек будет в будущем.
В 5-6 лет дошкольник буквально, как губка впитывает всю познавательную информацию. Давно уже доказано, что именно в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни, именно в этом возрасте развивается кругозор, и ребёнка интересует всё, что его окружает. В этом случае может помочь ребёнку взрослый, чтением энциклопедии, в которой много ответов на вопросы и где очень чётко, доступным для ребёнка языком описывается информация об окружающем мире. Дошкольник получает представление о животных и растениях, о странах и маленьких городах, о человеческом теле. Этот период называют сензитивным, то есть особенно чувственным для развития всех познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения. Для их развития используется более усложнённый игровой материал — палочки Кюизнера, развивающие игры Воскобовича, кубики Никитина, блоки Дьёнеша. Дети 5-6 лет используют в своей речи синонимы, антонимы, умеют различать гласные и согласные звуки, умеют находить место звука в слове (в начале середине и конце слова, поэтому очень полезно играть с детьми в словесные игры.
Конструктивная деятельность способствует развитию логического мышления, кубики и различные головоломки следует выкладывать по картинкам ориентируясь на форму, цвет и величину. В процессе конструирования важным моментом является складывание по схеме-образцу, начинать необходимо с простых узоров.
Развитию элементарных логических представлений способствуют упражнения и игры с использованием логических таблиц. Задания должны строиться на видовой и тематической классификации, которые заставляют работать мышление ребёнка, его внимание и зрительное восприятие.
Один из основных аспектов в развитии детей шестого года жизни- это познавательное развитие, дети становятся почемучками, расширяется их кругозор. Поэтому не следует отвечать на вопросы детей сухими «да» и «нет». Необходимо отвечать развёрнуто, заставлять его рассуждать. Например: «Почему сейчас осень? Докажи это» или «Почему ночью темно?».
Важным показателем возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребёнка к себе и другим. Родители продолжают оставаться примером для своих детей. Если они несут позитивную информацию, если ребёнок чувствует себя комфортно и у него хорошо на душе, нет обиды и тревоги, его не преследуют страхи, то любую информацию- личностную и интеллектуальную можно заложить в ребёнка. Совет родителям- следует беречь психику ребёнка!