«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений»

Автор: Внаровская Ирина Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад №15 «Тополёк»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

 

 

«Роль артикуляционной гимнастики

в

коррекции речевых нарушений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДОБУ «Детский сад №15 «Тополёк»

г. Минусинск, Красноярский край

                                                                       Учитель-логопед: Внаровская И.В.

 

 

 

 

                          

                            Консультация для педагогов на тему:

«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений»

Цель: повысить компетентность педагогов в особенности проведения артикуляционной гимнастики при коррекции речевых нарушений.

 

Значение артикуляционной гимнастики при коррекции речевых    нарушений дошкольников:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года растет.

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:

·         улучшение подвижности органов артикуляции;

·         увеличение объема и силы движений;

·         выработка навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

·         развитию гибкости органов речевого аппарата;

·         укреплению мышц лица;

·         усилению кровообращения.

           Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за следующими показателями:

·         чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);

·         плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости);

·         объем движений;

·         умение удерживать движение определенное время;

·         переключаемость движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому;

·         точная координация движений языка и губ.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.

Дело в том, что у взрослого человека артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к сложным. Их необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 6-8 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение — не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите дошкольника. Это придаст ему уверенности в своих силах. Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к выполнению гимнастики.

            Конечно, ведущая роль в работе по исправлению нарушений речи принадлежит учителю-логопеду. Однако, только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные занятия  с воспитателями группы и  родителями.

 

 

×
×