Автор: Внаровская Ирина Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №15 «Тополёк»
Консультация для педагогов ДОУ
«Роль артикуляционной гимнастики
в
коррекции речевых нарушений»
МДОБУ «Детский сад №15 «Тополёк»
г. Минусинск, Красноярский край
Учитель-логопед: Внаровская И.В.
Консультация для педагогов на тему:
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений»
Цель: повысить компетентность педагогов в особенности проведения артикуляционной гимнастики при коррекции речевых нарушений.
Значение артикуляционной гимнастики при коррекции речевых нарушений дошкольников:
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года растет.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.
Что такое — артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:
· улучшение подвижности органов артикуляции;
· увеличение объема и силы движений;
· выработка навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
· развитию гибкости органов речевого аппарата;
· укреплению мышц лица;
· усилению кровообращения.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за следующими показателями:
· чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);
· плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости);
· объем движений;
· умение удерживать движение определенное время;
· переключаемость движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому;
· точная координация движений языка и губ.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.
Дело в том, что у взрослого человека артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к сложным. Их необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 6-8 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение — не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите дошкольника. Это придаст ему уверенности в своих силах. Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к выполнению гимнастики.
Конечно, ведущая роль в работе по исправлению нарушений речи принадлежит учителю-логопеду. Однако, только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные занятия с воспитателями группы и родителями.