Автор: Мельникова Александра Федоровна
16.00
Normal
0
false
false
false
RU
ZH-CN
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Одним из самых активных видов музыкально-практической деятельности обучающихся как в музыкальных, так и в общеобразовательных учреждениях, является хоровое пение. Хоровое пение – важнейшая сфера музыкальной культуры, исторически составляющая исток музыки, ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Оно имеет вековые традиции, уходящие далеко вглубь истории музыкального искусства. В ней хоровое исполнительство занимает особое место. Зарождение и развитие музыки на протяжении многих веков было тесно связано с хоровым пением.
Хоровое пение – это самый верный путь приобщения людей к западноевропейским и русским сокровищам духовной, классической музыки, гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современности. Корни хорового пения заложены традицией церковной музыки. Во всех приходских школах и губернских гимназиях изучалось православное пение, оно являлось неотъемлемой частью ежедневных церковных служб. Выдающийся музыкальный педагог и хоровой дирижёр конца XVIII начала XIX века, С.В. Смоленский, считал, что музыкальная культура, музыкальное образование и хоровое пение играют важную роль в многогранном развитии ребенка. Хоровой класс в его представлении – это массовый коллектив, который решает дидактические и художественные задачи, развивая технику пения и артистизм. В научных трудах разных выдающихся педагогов и деятелей культуры таких как: С.В. Смоленский – статья «Заметки об обучении пению», А.Н. Карасев – «Методика пения», профессор А.И. Пузыревский – «Пение в семейном воспитании», А.Л. Маслов – «Методика пения в начальной школе», Д.Б. Кабалевский и Г. Струве – внимание уделяется хоровому пению и певческим навыкам.
В настоящее время музыкальному творчеству и хоровому пению обучаются дети, у которых есть способности и интерес к этому делу. Большая роль преподавателя заключается в том, чтобы заинтересовать детей и привить любовь к музыкальному творчеству, особенно к хоровому пению, так как оно является источником вдохновения к успеху, а успех – это проявление артистических способностей. С экранов телевизора звучит в основном легкая, малосодержательная музыка, которая не оказывает влияния на духовное развитие детей. Дети слышат очень мало классической музыки и хоровых произведений, которые имеют глубокий текстовой смысл, так как опираются на мировую художественную литературу, что влияет на гармоническое развитие личности. Свое отношение к природе, чувствам, окружающему миру, любви к близким дети выражают через исполнение хоровых произведений.
В настоящее время проблемы идеологии и нравственности приобретают актуальное значение в силу неполного доведения до сознания детей основ культуры. Поэтому необходимо в системе дополнительного и общего образования большое внимание уделять урокам музыки и хорового пения, так как это воспитывает и формирует художественные, познавательные и нравственные ценности: эмоциональность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, внимание, память, воображение, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальную грамотность.
Хоровое пение направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств), на воспитание личности через приобщение к высокому искусству. Многие выдающиеся деятели прошлого столетия подчеркивали значимость хоровой деятельности как системы, которая воспитывает через восприятие и понимание музыки и поэтических текстов, пробуждает эмоциональный отклик. Когда голоса людей, поющих в хоре, сливаются в унисон или строятся в сложный гармонический аккорд, ощущается душевный подъем. Хоровое пение объединяет людей. Человек, поющий в хоре, чувствует, что он не одинок, и что окружающий мир настроен к нему благожелательно.
Прослеживается связь хорового пения с такими предметами, как: русский язык, литература, история, изобразительное искусство и др.
Музыкальное воспитание является важным фактором в освоении детьми предметов русского языка и литературы. Так, развитие музыкального слуха, ритма, а также работы над словом в песне способствует лучшему усвоению вопросов морфологии и синтаксиса, помогает практическому овладению навыками орфографии и пунктуации. Историю своего народа помогают познать народные песни с родными песенными интонациями, а также песенное творчество и обычаи народов мира.
Музыкальные произведения и картины вызывают чувство прекрасного, учат любви к родине, природе. Их связь переплетается даже в терминах, например: музыкальный портрет, музыкальный пейзаж. Картины, написанные русскими художниками удивительно музыкальны, мы слышим в них песенные, лирические и задушевные интонации: картина «Вечерний звон» И. Левитана созвучна с «Вечерним звоном» А. Алябьева; тема материнства – «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти с «Ave Maria» Ф. Шуберта; картина К. ПетроваВодкина «Петроградская Мадонна» с песней композитора В. Гаврилина «Мама». Тема природы: картина И. Шишкина «На севере диком» и хоровое произведение С.И. Танеева «На севере диком», А. Саврасов картина «Грачи прилетели» и произведение для детского хора О. Хромушина «Сельская весна».
Хоровые занятия развивают психические способности школьника: эмоции, чувства восприятия, ощущения, память (эмоциональная, образная, слуховая, механическая, логическая, двигательная), сознание, воля, внимание, воображение, мышление, речь (хоровая музыка исправляет дефекты речи).
Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй, как исполнителей, так и слушателей, с простотой и доступностью было и остается неотъемлемой частью певческой и музыкальной культуры, важным средством музыкального воспитания и образования, повышения общей культуры подрастающего поколения и всестороннего развития личности учащегося.
Хоровое пение – могучий вид творчества, где слово обогащает музыку, а музыка слово, она усиливает эмоциональность слова, а слово делает музыку конкретной, а вместе они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Хоровая музыка всегда ярко программна, содержание её раскрывается через слово, поэтический текст, музыкальную интонацию, мелодию, так освоение разных песенных интонаций помогает познать историю своего народа и песенное творчество других народов. Коллективное музицирование сплачивает детей, они с большим энтузиазмом и интересом выступают на школьных и городских мероприятиях, участвуют в различных конкурсах. Дети, посещающие хоровые занятия более активны, быстрее запоминают материал. При исполнении произведений русской и зарубежной классики, песен военных лет они проникаются их содержанием, с любовью исполняют песни о природе, дружбе, что делает их добрее. Каждый руководитель должен уяснить цели и задачи, которые ставятся перед детским хоровым коллективом и в соответствии с этим строить работу и выбирать хороший репертуар, одной из главных целей которого является разностороннее развитие подрастающего поколения посредством искусства (в хоре – посредством музыки, текста и хорового исполнение).