«Роль игры в физическом воспитании детей коренных народов Севера»

Автор: Гопиенко Светлана Петровна

Введение

Когда еще не было куклы богов,

Когда еще не было куклы людей,  

По этому озеру, по этому времени  

Торум Великий путешествовал.

Так гласит легенда народов ханты о создании Земли и людей. По одной из хантыйских преданий, до создания мира Бог Торум был погружен в свои мысли. Он выходил из своего верхнего дома и прогуливался по доске, которая лежала рядом с жилищем. Из упавшей с неба капельки дождя вышла девушка, которая стала супругой Торума. Через время родился сын и как- то раз играя на доске, которая лежала возле порога, мальчик насыпал вниз землю, и из нее образовалась суша. Он спустился и вылепил из земли первых людей: женщину и мужчину. Он дунул на них  и они ожили .

По мнению народа ханты, игра очень важное занятие, потому что Земля и люди появились в процессе игры. Игрушка и игра – обладают необходимым значением в повседневной жизни маленького человека, а иногда и взрослого. «Игрушка — зеркало жизни».

Жизнь человека можно отразить через игру. Несомненно, больше всего человек играет в детском возрасте. Прежде чем стать взрослыми, дети играют в дочки – матери, разыгрывают свадебный обряд, а повзрослев, участвуют в разных боевых турнирах, состязаются в спортивных соревнованиях, играют в кино и в театрах.

Много радости и веселья приносит игра. Не зря ханты считают, что не от еды дитя растет, а от радости. «Пока вы молоды, веселитесь, играйте, чтобы вспоминать и радоваться в старости», — говорят своим детям родители.

По данным из исторических источников, известно, что игрушки появились ещё в глубокой древности. В любые времена родители старались порадовать или развлечь своих малышей. Дети совместно с взрослыми делали игрушки из разнообразных материалов: из звериных косточек, шкур и кожи, из дерева, глины, камня. Археологи во время раскопок находят фигурки, представляющие птиц, среди них попадаются и такие фигурки, которые очень похожи на человека, сделанные из глины или дерева, также и маленькие глиняные посудки.

Цель моей работы: выявление и обоснование эффективности применения народных игр, состязаний и самобытных упражнений в физическом воспитании народа ханты в целях подготовки к промысловой деятельности.

Задачи:

— познакомиться с национальными спортивными играми ;     

— изучить особенности воспитания детей народа ханты и раскрыть значение игр в воспитании детей народов ханты;

 -классифицировать народные игры в связи с подготовкой ханты к промысловой деятельности;

Гипотеза: допустим, что важнейшим источником воспитания детей коренных народов севера являются народные игры и состязания.

Новизна исследования состоит в том, что характер разных народных детских игр, имеют огромное значение для физического воспитания. Детские игры всегда отражают быт и производственную деятельность взрослых.

Объект исследования: значение игры в жизни народа ханты.

Предметом исследования стали народные игры, соревнования и физические упражнения ханты, их содержание, приемы, организационные формы эффективного использование в экстремальных климатических условиях Севера.

Методы исследования: сбор информации, опрос, беседа, экскурсия в музей, фотографирование, анкетирование, создание альбома

Актуальность: в настоящее время идет активный процесс возрождения национальной культуры. У ханты сохраняется преемственная связь традиционного природопользования, направленного на сохранение народных промыслов и занятий, возрождение старинных обычаев и обрядов.

Практическая значимость: материал исследовательской работы можно использовать на уроках краеведения и физкультуры, на классных часах.

Глава I. Роль игры и игрушки в воспитании детей ханты

В воспитании подрастающего поколения огромную роль имеют игры, а для физического и духовного воспитания детей имеет значение характер многих детских игр.

Детские игры народа ханты отражают быт и хозяйственную деятельность взрослых. У ханты много игр, переходящих в трудовую деятельность. Взрослый стремится показать и ребёнку житейскую действительность через игру и игрушки, для того чтобы окружающий мир ребенку был доступен. Взрослые, поощряя охотничьи игры, охотно отделяют от убитого животного части, годные для игры.

Игры в «оленя» распространенная игра у народа ханты. Эти игры обращены на тренировку физических навыков оленевода: умения набросить аркан на избранного оленя, умения ловить мчащегося оленя, умения приручить дикого оленя на охоте. Из этих игр дети создают целые инсценировки. Они подражают оленям движениями и голосом. Игра в «оленя»  может продолжаться несколько часов подряд, потому что является одним из любимых занятий. Северные народы всячески поощряют внимание ребенка к оленеводству, создавая игрушки, приобщающие ребенка к промыслу, что даже делятся отдельными частями убитого оленя — копытами, зубами (в виде погремушек), кусками шкур, рогами, побуждают ребят делать изображения оленей. В игре они выбирают роль разных животных: например собак. Избушку хозяина охраняют «собаки». Взрослые показывают и объясняют, какие части можно использовать у животных и птиц для игры. Часто дети любят играть заячьими лапками. В весенние деньки дети собирают белые пушистые почки (шув), на иве — это у них ассоциируется с маленькими щенятами (котюв).

Помогая ребенку познавать окружающий мир, для развития навыков, взрослые используют любые ситуации. Например, когда ели Щуку, старшие члены семьи учили детей играть ее косточками. «Щучья голова — это целая энциклопедия, каждая косточка имеет свое название: женщина, несущая хворост; весло; полозья саней».

Прочитав статью В.П. Красильникова, «Игры и состязания в традиционном физическом воспитании ханты» [2] нам стало понятно, что игры ханты были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). В народных хантыйских играх собран богатый опыт физического воспитания детей и молодежи в трудных климатических условиях Севера.

Основным средством и формой физического воспитания детей, подростков, молодежи и старшего поколения ханты являлась народная игра. Особый навык ловкости, сообразительности, силы воли, быстроты, выносливости требуется в хантыйских играх. Более физически подготовленные люди, принимали участие в состязаниях.

Для подготовки к трудовой и защитной деятельности, самобытные физические упражнения характеризуются, как регулярное повторение определенных движений, действий, определённых средой обитания, формирования уклада жизни хантыйского народа.

Из статьи С. К. Патканова «Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям» [3] мы узнали, что в прошлом у народа ханты существовали специальные площадки для игр и состязаний (Яхтта-хар), на которых собирались сравниться силой, славные хантыйские богатыри. В этих соревнованиях представляли своих силачей и другие народы. Северные богатыри состязались в стрельбе из лука, в беге, ломали руками кости различных животных. Изучая игры детей северных народов, мы обратили внимание на то, что игры для разного возраста детей, подростков и взрослых были различными. В результате анализа традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, была составлена таблица, в которой создали группы традиционных игр. (Приложение 1)

Главным средством быстрейшего приобщения детворы ханты к трудовой деятельности, в основном к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства, стала таблица, которая позволяет проследить определенную систему в том, что народные игры ханты, состязания и самобытные физические упражнения имеют важное значение.

Игры для детей от 1,5 до-6 лет содействовали физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их начальным жизненно важным двигательным навыкам.

Суровые климатические условия Севера и промысловые занятия ханты требовали уже с 6-10 лет бойкого развития главных физических качеств и специальных двигательных навыков. С этого возраста дети уже помогали родителям в хозяйственной деятельности.

В возрасте 10-14 лет хантыйские дети начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим изготовлять капканы и другое охотничье снаряжение. В связи с этим игры чаще всего имеют промысловую направленность, готовят к нелегким условиям кочевого образа жизни, способствуют воспитанию важнейших физических качеств, особых двигательных навыков, нужных для самостоятельного ведения промыслового хозяйства во взрослой жизни.

Хантыйские подростки становились практически полноценными промысловиками по достижении пятнадцатилетнего возраста. В связи с этим и менялась роль народных игр, состязаний: требовалось уже не только развивать физические качества и обучать навыкам промысловика, но и усовершенствовать навыки далее.

Основным средством физического воспитания детей и подростков в экстремальных климатических условиях Севера в культуре ханты, являлась игра. Слово «играть» – юнтты – в хантыйском языке равно слову «состязаться». Мы часто встречаем выражение «юнтты хар» – место (площадь) для игры, (дословно юнты – играть, хар – место).

Богата и многообразна игровая культура ханты.

Физическое воспитание подрастающего поколения было подчинено в необходимости выживания, стойкости, развитию основных физических качеств и двигательных навыков, способствующих быстрейшему овладению практическими умениями промысловика, оленевода и домашней хозяйки, а значит, в первую очередь закаляла, учила стойкости.

Все эти задачи удачно решались с помощью многообразных традиционных средств физического воспитания: природной средой и приемов закаливания, самобытных физических упражнений и состязаний, народных игр. Игры ханты связаны с общим укладом жизни, в то же время в них выделяются и усиливаются требования к определенным качествам и способностям человека.

«Управлять» своими способностями, тренировать необходимые качества, ребенок может начинать в играх. В результате работы над темой, нами был составлен альбом «Спортивные игры коренных народов Севера», для того, чтобы в школьной жизни можно было использовать данные игры на уроках физкультуры. Встреча с работниками краеведческого музея, убедила нас в том, какой важный смысл имели игры и игрушки в воспитании детей народа ханты.

Глава II. Использование игр и состязаний в физическом воспитании детей у ханты.

У народа ханты существовало много игр и спортивных состязаний, в которых проявлялась ловкость и сила, быстрота и выносливость, и другие качества. Наиболее традиционными играми являются: метание топора на дальность; метание «тынзяна» на «хорей»; прыжки на двух ногах; прыжки через нарты; перетягивание палки «Талты юх»; ловля оленей; перетягивание каната; игра с кольцами – «Кусанг юх», заячьи следы.

Метание топора на дальность. Каждый мужчина и женщина должны были иметь топор. Ни один хант не пойдет в лес без этого орудия труда. Оно было у каждого индивидуальным: даже рукоятку топора изготавливали в соответствии с физическими данными его обладателя. Умение метать топор жизненно необходимо для таежника.

Вывод: игра «Метание топора на дальность» развивает быстроту и выносливость, ловкость и силу. (Приложение 2).

Прыжки через нарты (сани). В повседневной жизни оленевода необходимы навыки перепрыгивания через нарты — это нужно для того, чтобы сохранить оленя, запряженного в обоз. Соединение семи-восьми нарт, к каждой из которых запряжено по два оленя — так выглядит обоз. Эти олени, в свою очередь, привязаны к впередиидущим нартам. Один из оленей, тянущий грузовую нарту может упасть. Обоз же будет продолжать движение и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Необходим навык для скорейшего передвижения, чтобы сохранить животное. При этом оленевод должен перепрыгнуть через определенное количество нарт обоза. Эти навыки путем многократных повторений доводились до автоматизма. Для демонстрации этих навыков проводились состязания. В повседневной жизни они проводились на снежной площадке в зимнее время среди мужского населения, где устанавливалось десять обычных нарт, которые ставились в один ряд параллельно друг другу. Побеждал тот, кто мог без отдыха перепрыгнуть наибольшее количество нарт.

Вывод: игра «Прыжки через нарты (сани)» развивает сноровку и силу, скорость и выносливость. (Приложение 3).

Метание тынзяна (аркан) на хорей. Тынзян — это аркан из ремня длиной не более тридцати метров. Его метают от линии круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается шест – хорей (деревянная палка высотой 3 м, диаметром 3–5см). Метание аркана популярный вид игры у детей народов Севера, а приобретенные навыки (ловкость, сноровка, глазомер) крайне необходимы в оленеводстве. По традиции мальчики первый аркан получают с рук отца в четыре или пять лет. Правила игры состоят в том, что обычно ловят спиленные рога, небольшие деревца. С девяти лет дети начинают ловить оленят. В тринадцать лет мальчики приобретают полный навык обращения с арканом, помогают взрослым при плетении тынзяна. Каждый пастух плетет тынзан сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. (Приложение 4)

Вывод: игра «Метание тынзяна (аркан) на хорей» развивает проворство, глазомер.

Перетягивание палки «Талты юх». Два игрока садились напротив друг друга на пол или землю и вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли, нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.

 Вывод: игра «Перетягивание палки «Талты юх» развивает силу, выносливость, соперничество. (Приложение 5).

Ловля оленей. Играющие делятся на две группы. Одни — пастухи, другие — олени. Игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут

 Вывод: игра «Ловля оленей» развивает внимание, ловкость. (Приложение 6).

Перетягивание каната. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила игры: начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Вывод: игра «Перетягивание каната» развивает ловкость, силу,соперничество(Приложение7)

Прыжки на двух ногах. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде игроки начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым, становился победителем.

Вывод: игра «Прыжки на двух ногах» развивает прыгучесть, ловкость, силу ног и спины.  (Приложение 8).

Заячьи следы. Зимой – на снегу, летом – на песке. Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки-следы зайца. Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.

Вывод: игра «Заячьи следы» развивает силу ног, прыгучесть ловкость, силу, координацию движений. (Приложение 9).

Игра с кольцами – «Кусанг юх». Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска. Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем.

Вывод: игра «Игра с кольцами – «Кусанг юх» развивает меткость и ловкость, вырабатывает глазомер.

Игры народов севера воспитывают в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывают доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовят к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни.

Мы решили сравнить игры ханты и русские игры.

Сходство

Игры хантов

Игры русских

«Выбей чурочку» («Лаки чокли»)

-Игра способствует развитию точности движений, глазомера, силы рук и плечевого пояса, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.

-В процессе игры необходимо точно попасть палкой в чурочку и выбить ее из определенной площадки под названием «домик».

«Городки»

-Игра способствует развитию точности движений, глазомера, силы рук и плечевого пояса, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.

-В процессе игры необходимо точно попасть битой в фигуру и выбить с ограниченной площадки, называемой «городом»,

«Хейро»

Игра способствует развитию внимания, скорости, ловкости, хитрости

Игра в хороводе.

«Кошки-Мышки»

Игра способствует развитию внимания, скорост , ловкости, хитрости.

Игра в хороводе.

«Полярная сова и евражки»

В определенный момент игры необходимо замереть.

Вырабатывается выносливость, выдержка

«Море волнуется раз»

В определенный момент игры необходимо замереть.

Вырабатывается выносливость, выдержка

Различие

Игры хантов

Игры русских

«Выбей чурочку» («Лаки чокли»)

Чурочка -1 фигура.

Доску клали одним концом на чурбачок и на нее ставили чурочку (чокли). Другой конец доски лежал на земле.

«Городки»

Фигура, построенная из пяти городков.

Фигура устанавливается на землю.

«Хейро»

Ведущий, солнце, располагается в середине круга.

«Кошки-Мышки»

Мышка располагается в кругу, а кошка— за кругом.

«Полярная сова и евражки»

Игра проходит под удары бубна.

Того, кто пошевелится или стоит не столбиком, «сова» уводит с собой.

В игре можно замирать и отмирать несколько раз. Под тихий звук бубна евражки бегают, под громкий «становимся столбиком» останавливаются.

«Море волнуется раз»

Игра проходит под слова считалочки: «Море волнуется раз, море волнуется два.»

Ведущий, должен отгадать какие фигуры изобразили игроки.

В игре необходимо замереть один раз.

Вывод: в играх ханты и русских есть много сходства, но есть и различия. По моему мнению, игры народа ханты в большей степени готовят их к взрослой жизни. Детские игры народа ханты отражают быт и хозяйственную деятельность взрослого.

Исследовательская часть

Нами, по данной теме, было проведено анкетирование (Приложение 1а).    

По данным анкетирования можно сделать вывод:

Больше половины опрошенных (80 %) 19 человек – не знают игр ханты.

(20%) 5 человек — только слышали о них. На вопрос чему учат эти игры, ответы распределились так: 

            Ловкость

100%

Развитие точности движения

70%

Развитие глазомера

40 %

 Сила рук и плечевого пояса

60%

Трудолюбие

100%

Воспитание выдержки

70%

 

После проведения праздника «Игры народов севера» детям понравились игры. «Метание тынзяна на хорей» -100%

«Перетягивание палки «Талтыюх» -100%

«Ловля оленей» -100%

«Перетягивание каната»100%

Заключение

Изучив особенности воспитания детей ханты, раскрыв значение игр в воспитании детей ханты, познакомившись с национальными спортивными играми, с классификацией традиционных игр, создав альбом «Игры коренных народов севера». проанализировав  проделанную работу, сделала вывод, что традиционные игры и состязания, являются важнейшим источником  воспитания  детей коренных народов севера.

На протяжении многих веков истории хантыйский народ придавал большое значение физическому развитию личности, оно занимало одно из ведущих мест в воспитании ханты. Это было вызвано суровыми условиями жизни на Севере: сильные морозы, тяжелый и разнообразный физический труд (в основном промыслы – охота, рыболовство, оленеводство).

Традиционные средства физического воспитания народов Севера ханты выполняют следующие функции: знакомство с окружающей средой; освоение традиционных промыслов; передача накопленного опыта физического воспитания от старшего поколения к младшему; физического развития и подготовленности на протяжении всей жизнедеятельности; обеспечение необходимого объема двигательной активности.

Выдвинутая нами гипотеза, что традиционные игры и состязания, являются важнейшим источником воспитания детей коренных народов севера, подтвердилась.

×
×