Автор: Решетникова Анна Алексеевна
Аннотация: В статье рассматривается цифровая Федеральная государственная информационная система «Моя Школа» и её применение в достижении образовательных результатов на уроках географии; теоретические аспекты, функциональные и практические возможности использования платформы. Особое внимание акцентируются на инструментах, представленных платформой и их ролью в развитии знаний и умений учащихся, а также повышения качества преподавания в школьном курсе географии.
Ключевые слова: ФГИС «Моя Школа», география, образовательная платформа, образовательный процесс, урок, инструменты платформы, инновационные технологии, эффективность обучения, мотивация.
Abstract: The article discusses the digital Federal State Information System «My School» and its application in achieving educational results in geography lessons; theoretical aspects, functional and practical possibilities of using the platform. Particular attention is focused on the tools provided by the platform and their role in developing students’ knowledge and skills, as well as improving the quality of teaching in the school geography course.
Key words: FGIS «My School», geography, educational platform, educational process, lesson, platform tools, innovative technologies, learning efficiency, motivation.
В данной статье исследуется федеральная государственная информационная система «Моя Школа», предназначенная для объединения участников образовательного процесса и повышения качественного цифрового обучения. Рассматривается потребность в подробном изучении платформы и применения эффективных инструментов в школьный курс географии.
Актуальность выбранной темы обусловлена быстрым развитием информационных технологий и их внедрением цифровых решений в Российскую образовательную среду. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012, статья 13,16), одной из задач образовательной системы является внедрение технологий и электронных образовательных ресурсов для обеспечения доступности качественного образования [9]. Данная тенденция находит поддержку в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», нацеленной на развитие информационных систем и платформ для образовательных целей [10].
Целю данной работы является выявление роли инструментов платформы ФГИС «Моя Школа» в повышении качества образовательного процесса на уроках географии.
С 1 января 2023 года организации основного общего и среднего профессионального образования обязаны использовать государственные информационные системы в рамках образовательных программ (изменение в Федеральном законе от 29.12.2012 №273 «Об образовании») [4], [7]. Основной целью платформы является: поддержка системы образования и создание общего и среднего профессионального образования [3].
ФГИС «Моя Школа» доступна для всех участников образовательного процесса и объединяет учеников, учителей, родителей (законных представителей) и администрацию школы. Благодаря платформе ученики развивают знания и следят за событиями в любых отраслях учебного процесса, ведут контроль над своей успеваемостью. Учителям доступен теоретический и практический материал, контроль знаний обучающихся и введение основной учебной документации. У родителей появляется возможность для участия в образовательном процессе своего ребёнка [3].
Система ФГИС «Моя школа» объединяет в себе различные инструменты и сервисы:
1. Меню и навигации – основа перехода между разделами системы, помогает пользователям ориентироваться в объёме информации и функционале.
· Раздел «Новости» — предоставляет доступ к федеральным, региональным и муниципальным новостям, связанным с образованием;
· Раздел «Вопросы и ответы» — ресурс, предназначенный для оперативного решения возникающих вопросов и проблем, связанных с использованием системы и функционированием учебного заведения;
· Раздел «Полезные ссылки» — коллекция внешних ресурсов, включающих сайты государственных органов, образовательные порталы, электронные библиотеки, платформы дистанционного обучения и др.;
· Раздел «Опросы» — предоставляет возможность интерактивные опросы среди групп пользователей. Этот инструмент позволяет собирать обратную связь, анализировать мнения и принимать обоснованные решения на основе полученных данных;
· Раздел «Уведомления» — предназначен для информирования пользователей о важных событиях, изменениях и действиях, происходящих в рамке системы и учебного заведения;
· Раздел «Меню сервисов» — помогает пользователям быстро находить и запускать нужные сервисы, минимизируя необходимость поиска по всей системе;
· Раздел «Поиск» — помогает пользователям искать документы, учебные материалы, новости, события и другую информацию, связанную с образовательным процессом;
· Раздел «Личный кабинет» — центральный элемент интерфейса для каждого пользователя. Пользователь может просматривать и редактировать свою личную информацию, отслеживать свои текущие оценки, прогресс по предметам и вести электронное портфолио. Личный кабинет отображает актуальное расписание уроков, список текущих домашних работ с указанием сроков выполнения.
2. Возможности сервисов ФГИС «Моя Школа»
· Раздел «Мои файлы» — облачное хранилище документов и файлов, позволяет хранить, организовывать и совместно использовать различные виды файлов, необходимых для образовательного процесса;
· Раздел «Библиотека» — обширное цифровое хранилище учебных и методических материалов, предоставляет доступ к разнообразным источникам информации, включая книги, журналы, статьи, учебно-методические комплексы и другие образовательные ресурсы;
· Раздел «Тесты» — платформа для создания, проведения и анализа тестов, направленных на оценку знаний и умений учащихся;
· Раздел «Электронный журнал» — цифровая версия школьного журнала, используется для ведения учёта посещаемости и успеваемости;
Изучив платформу ФГИС «Моя Школа» и все её разделы, можно отметить, что она представляет собой комплексный инструмент, который значительно расширяет изучения школьных предметов, включая географию.
Одним из ключевых аспектов использования данной платформы является возможность дифференцированного подхода к обучению. Преподаватели могут легко адаптировать учебные планы и материалы под индивидуальные потребности каждого ученика, что способствует более эффективному освоению курса географии. Такой подход особенно важен для тех учеников, которым требуется дополнительная поддержка или, наоборот, более сложная программа [5]. Данный подход обучения на платформе «Моя Школа» включает несколько уровней адаптации.
Во-первых, это возможность выбора уровня сложности заданий и тестов. Для учеников, которые испытывают затруднения, предполагаются задания базового уровня, тогда как для более продвинутых учеников – задачи повышенной сложности. Это позволяет каждому двигаться в своём собственном темпе, не отставая от программы и не теряя интерес к предмету.
Во-вторых, учителя могут использовать разнообразные формы подачи материала, исходя из предпочтений и особенностей восприятия учеников. Например, для визуалов будут полезны интерактивные карты, графики и схемы, аудиалы смогут слушать лекции и объяснения, а кинестетики получат возможность участвовать в практических заданиях и проектах. Такой дифференцированный подход помогает каждому ученику найти свой оптимальный путь к усвоению знаний [1].
В-третьих, платформа предоставляет возможность создания индивидуальных маршрутов обучения. Если ученик пропустил занятие или нуждается в дополнительной практике по определённой теме, преподаватель может составить для него персональный план занятий, включающий соответствующие материалы и задания. Это позволяет избежать пробелов в знаниях и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Не менее значимой является функция визуализации, которая помогает ученикам лучше воспринимать и запоминать информацию. Интерактивные карты, атласы, видеорепортажи и виртуальные экскурсии делают обучение более живым и интересным, а также облегчают понимание сложных тем.
В ряде тем по географии предусмотрен чек-лист, позволяющий ученику отмечать свои умения и навыки, приобретённые во время урока. Заполняя такой лист, ученик осознаёт, каких результатов он добился. Это способствует развитию ответственности и осознанности в обучении, что является важной составляющей успешной учебной деятельности.
Одним из ключевых элементов при изучении географии являются географические карты и атласы. Платформа предлагает ученикам электронные карты, которые позволяют ученикам не только видеть географические объекты, но и взаимодействовать с ними. Например, можно увеличить масштаб карты, выделять определённые области, добавлять метки и комментарии, с помощью графических редакторов. Это значительно упрощает процесс запоминания информации и помогает лучше понять пространственные отношения между различными объектами [8].
Платформа предлагает различные типы интерактивных заданий, включая вопросы с множественным выбором, задачи на сопоставление, заполнение пропусков, составление схем и диаграмм. На примере темы «Расширение территории в XVI–XIX вв. Русские первопроходцы» 8 класса использованы для освоение нового материала и домашнего задания такие методы, как динамическая инфографика и 3D-графика [6].
ФГИС «Моя Школа» также предоставляет доступ к видеоурокам и виртуальным экскурсиям, которые помогают визуализировать изучаемый материал.
Виртуальные экскурсии позволяют ученикам познакомиться с культурными и природными достопримечательностями мира. Это помогает им глубже понять богатство и разнообразие культурного наследия каждой страны, а также её уникальную природную среду. Благодаря виртуальным турам учащиеся могут исследовать регионы, которые сложно или невозможно посетить физически. Это расширяет их представление о географии мира и знакомит с уникальными экосистемами и ландшафтами.
Видеоуроки часто включают материалы, посвящённые историческому развитию тех или иных регионов, что позволяет ученикам увидеть, как менялись границы, административное деление и хозяйственная деятельность стран на протяжении веков. Это даёт понимание динамики исторического процесса и влияния исторических событий на современную географию, примером служит тема: «История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв».
В некоторых видеоуроках и виртуальных экскурсиях используются интерактивные элементы, такие как викторины, опросы и мини-игры, которые помогают закрепить пройденный материал и проверить знания учеников. Это повышает вовлеченность и мотивацию к изучению предмета географии [1].
Можно отметить, что инструменты платформы ФГИС «Моя школа» при изучении географии открывают новые возможности для учителей и учеников. Интерактивные карты, задания, видеоуроки и виртуальные экскурсии делают обучение более наглядным и интересным, а обратная связь и анализ результатов помогают улучшить качество преподавания. Все это способствует развитию у школьников интереса к предмету и повышению уровня их знаний [2].
Для оценки эффективности использования ФГИС «Моя школа» было проведено исследование в форме анкетирования средней образовательной школы среди учителей географии. Вопросы касались следующих аспектов: интерес и мотивация учеников, качество усвоения материала, индивидуальный подход.
Согласно результатам анкетирования учителя подчеркнули, что использование ФГИС «Моя школа» способствует повышению интереса и мотивации учеников к предмету география, указали на повышение освоения материала и отметили, что использование платформы способствует эффективного применению индивидуального подхода в обучении на уроках географии.
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют об успешности использования ФГИС «Моя школа» в учебном процессе по географии. Это связано с возможностью визуализации учебного материала через интерактивные карты и графики, доступные в системе. Ученики проявляют больший интерес к изучению географии благодаря наглядности и доступности информации. Таким образом, использование инструментов платформы ФГИС «Моя школа» оказывает положительное влияние на образовательные процессы, способствуя повышению качества преподавания географии.
Исследование подтвердило поставленную цель – выявить роль платформы ФГИС «Моя Школа» в повышении качества образовательного процесса на уроках географии. Анализ показал, что интерактивные инструменты, картографические материалы и система контроля знаний способствуют достижению высоких образовательных результатов. Разнообразные цифровые технологии платформы формируют интерес учеников к географии, позволяют эффективно решать образовательные задачи и повышать уровень подготовки учащихся, которые привыкли к использованию цифровых устройств. Применение платформы обеспечивает учителям доступ к готовым материалам и ресурсам, что существенно сокращает время на подготовку уроков по географии. Таким образом, статья подчёркивает важность внедрения современных инновационных технологий в учебный процесс и демонстрирует перспективы развития данной платформы в рамках образования.
Литература:
1. Агапова А. Н. Информационные технологии на уроках географии [Электронный ресурс] //Учительский журнал// Всероссийское педагогическое издание: сайт, 2024. URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/5/articles/8669
2. Виноградова К. Ю., Козлов А. М., Кучина Е. А., Петрова О. В., Пушкина Е. С. Методические рекомендации для педагогических работников по вопросам работы на платформе ФГИС «Моя школа» — М: ПРОСВЕТ, 2023 г., с. 16
3. Государственный университет Просвещения «Моя школа» [Электронный ресурс]// Что такое ФГИС «Моя школа»? стр.4, URL: https://shkolamezh.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/1_Chto_takoe_FGIS_Moya_shkola_.pdf
4. Информационные системы в системе образования Статья 98// Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 28.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации» – М., 2024.
5. Каргаполова С. А., Байдуганова А. Ю., Стифуткина Т. А., Организация образовательного процесса при использовании образовательной платформы ФГИС «Моя школа»: методические рекомендации// Челябинск: ЧИРО, 2023, с. 78
6. Лоза Т. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы ФГИС «Моя школа» География 8 класс [Электронный ресурс] URL: https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/df4f00e7-8e7f-4506-baa3-56198dc7bbc7?backUrl=%2F08%2F08
7. Минпросвещения России [Электронный ресурс]// «Использование в образовательном процессе государственные информационные системы», 06.01.2023: URL: https://edu.gov.ru/press/6408/shkoly-i-kolledzhi-s-1-yanvarya-dolzhny-ispolzovat-v-obrazovatelnom-processe-gosudarstvennye-informacionnye-sistemy/
8. Современные векторы развития географической культуры: «Открываем Россию заново с учителями географии!»: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 марта 2023 года, г. Екатеринбург / Уральский государственный педагогический университет; Русское географическое общество; под редакцией О. Ю. Гурьевских, Д. Н. Липухина, А. М. Юровских. — Екатеринбург: [б. и.], 2023, стр. 173-176, [Электронный ресурс] URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/18607/1/konf000446.pdf
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 19.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации», Статья 13,16.
10. Цифровая экономика РФ// Направление «Информационная инфраструктура» — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/870/