Роль концертмейстера в работе с детским хоровым коллективом

Автор: Беляева Елена Николаевна

 

 

Беляева Е.Н.
концертмейстер
(Россия, г. Норильск)

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Аннотация: в работе рассматриваются ключевые аспекты работы концертмейстера с детским хоровым коллективом.

Ключевые слова:  концертмейстер, дирижер, хоровое пение, хоровой коллектив, дети

 

Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.

 Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить учащегося к миру прекрасного, как можно раньше привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере [4, с. 55].

«Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность» — так определил основную тенденцию современной музыкальной педагогики Д.Б. Кабалевский.

Среди разнообразных видов детского художественного творчества наиболее интересным и эффективным средством музыкального воспитания является хоровое пение. Оно является, пожалуй, самым доступным видом исполнительства. На занятиях по хоровому пению формируется весть комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально  слуховые представления, чувство ритма. Помимо этого дети приобщаются к сокровищам классической и народной музыки, у них формируется эмоционально  личностное отношение к произведениям искусства.

И конечно, чтобы детское исполнительство было успешным, а творчество могло проявиться ярче, ребёнок должен накопить музыкальные впечатления, что и происходит благодаря восприятию музыки. Детям в этом может помочь систематическая, слаженная и творческая работа педагога и концертмейстера.

Работа концертмейстера в детском хоровом коллективе объединяет творческие, педагогические и психологические функции, которые неотделимы друг от друга в учебной, концертной и конкурсной ситуации.

Взаимопонимание и согласие между педагогом и концертмейстером в интерпретации музыкального произведения — это одно из важных условий качества подготовки хора к выступлению. Возникает необходимость в том, насколько  конкретное произведение усилит интерес детей к хоровой деятельности в целом и к музыке вообще, будет способствовать расширению музыкального кругозора, а также совершенствовать музыкальный вкус [3, c. 39]. Прежде чем разучить и исполнить произведения, концертмейстеру нужно чутко реагировать на все указания педагога, чувствовать настроение хорового коллектива, как бы проникаясь его задачами и трудностями.

Концертмейстер хорового коллектива обязан уметь слушать и слышать. Первоочередная задача концертмейстера — найти правильный звуковой баланс между вокальной и инструментальной партией. Необходимо всегда слышать вокальную партию сквозь звучание своего инструмента и также воспитывать у учащихся-хористов внимательного отношения к фортепианному сопровождению, так как это — важнейший фактор создания художественного образа произведения.

Концертмейстеру в процессе работы нужно овладение навыком общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. В разном возрасте у детей есть свои предпочтения к произведениям определённого содержания, характера и жанра.

Например, школьники младших классов любят песни колоритные, ритмически чёткие, но несложные, с текстом лаконичным и понятным. Они очень тонко чувствуют песни патриотического характера, могут переживать разные драматические ситуации, способны чутко реагировать на нежные, ласковые образы (песни о маме, природе, животных).

В работе с младшим хором задача концертмейстера — помочь выучить текст, найти и объяснить непонятные для детей слова, в виде упражнений отработать интервалы или скачок в мелодии (они вычленяются вместе со словами и отрабатываются в виде распевок). Необходимо уметь показать соответствующую хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать тон хору, понимать такие приёмы, как цепное дыхание, активная дикция и т.д.

Один из важных моментов занятий с детьми в хоровом коллективе — это период, который связан с мутацией голоса ребёнка. В такой ситуации концертмейстеру важно уметь быстро транспонировать произведение, либо же изменить громкость и темп, чтобы следовать требованиям здоровьесберегающих технологий [4, с.55].

Дети старшего хора достаточно хорошо воспринимают и произведения серьёзные, с философской тематикой, которые требуют глубокого размышления. Они склонны к романтике, для них предпочтительнее произведения напевные, в современном ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке, но в то же время и к классической. Репертуар старшего хора строится из достаточно сложных произведений, которые включают двух- и трёхголосие, что требует от концертмейстера хороших исполнительских навыков.

Необходимо, чтобы между педагогом и концертмейстером было хорошее взаимопонимание, важно, чтобы они действовали в одном направлении, касающихся творческих вопросов и в плане воспитания участников коллектива [3, с 40]. Концертмейстер может заниматься с учащимися индивидуально, помогая разучивать им партии, а не только аккомпанировать хору на уроках и концертах. Иногда используется приём разводных репетиций по партиям. Концертмейстеру необходимо знать различные приёмы вокально — хоровой работы, диапазон детского голоса, приёмы работы над хоровым произведением, приёмы разучивания  любого текста с хором, проработки трудных мест, отработки голосоведения, артикуляции, интонации и др. Концертмейстер помогает педагогу в проведении распевания, упражнений (желательно с художественно богатым сопровождением), а также способствует формированию вокально — хоровых навыков, задавая чёткий ритм работы.

     Задача концертмейстера — постоянно следить за жестами дирижёра, играть по руке, и поэтому он должен знать основы дирижёрской техники. В профессии концертмейстера есть одна характерная особенность: рамки охвата музыкального текста должны быть шире, чем у пианиста, который исполняет лишь сольные произведения [4, c. 53]. У концертмейстера перед глазами находится партитура из трёх  четырёх нотных станов. И очень важно все составляющие этой партитуры, всю вертикаль скоординировать. Только целостный охват всей партитуры даст возможность концертмейстеру предвидеть намерения педагога и согласовать совместные действия [2, с. 330].

    Огромную роль играет творческий аспект работы концертмейстера. Если дети различают смену характера музыки, если могут соотносить музыкальные образы с явлениями жизни, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, используют опыт восприятия музыки во время исполнения музыкальных произведений и в творческих импровизациях — все это несомненная заслуга концертмейстера.

    Активное участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива — необходимое условие повышения качества образования, решения задачи воспитания участников хора, развития у детей творческих музыкальных способностей, выполнения общей художественной задачи коллектива.

 

1. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966. – С. 329-345.

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. — № 2. – С. 38-40.

3. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. — № 4. – С. 52- 55.

4. Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкальнопедагогического факультета: метод, пособие. – Минск: МГПИ, 1985.2

5. Тенюкова Г.Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: дис… .канд. пед. наук. – М., 1993.

×
×