Роль методиста в содействии и продвижении конкурсной деятельности обучающихся в детской школе искусств

Автор: Рогозина Ирина Владимировна

 

Роль методиста в содействии и продвижении конкурсной деятельности обучающихся в детской школе искусств

 

Школа искусств — это портал, через который дети попадают в чудесный, удивительный мир искусства. Детское творчество — особое искусство. В нем — дыхание первой радости, поэзии, музыки и неповторимой красоты. Только соприкоснувшись с творчеством, можно понять всю его прелесть.

В школах искусств в настоящее время остро стоят вопросы методического обеспечения деятельности, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи педагогическим работникам.

Нередко из — за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых преподаватели могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает работа методиста.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методиста, правильная организация работы которого является важнейшим средством повышения качества деятельности преподавателя ДШИ и ДМШ.

Преподаватель детской школы искусств сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

¾    отсутствие жесткой регламентации в работе;

¾    значительное расширение возможностей получения информации;

¾    модернизация социальных функций преподавателя, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого преподавателя — это благо, а для большинства — это проблема, которая решается при условии, если деятельность методиста будет усиливаться и развиваться.

Актуальность вопроса заключается в методической деятельности учреждения и определяется как необходимое  направление в развитие творческого потенциала преподавателей и обучающихся, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся детской школы искусств и на  высокую результативность реализации дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ.

Одной из задач методиста является оказание помощи педагогическим работникам ДШИ в совершенствовании ими своей профессиональной компетентности. Решение данной задачи осуществляется через разнообразные формы, в том числе через конкурсную деятельности своих воспитанников.

Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности, является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть перспектива на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Развитие конкурсного направления в школе — это серьезная поддержка для детей, многие из которых на конкурсных подмостках получают, путевку в профессиональную музыкальную жизнь. Конкурсная деятельность в школе определяет пути развития заложенных в обучающихся творческих возможностей, раскрывает различные формы и подходы к организации учебного процесса, направленные на творческое развитие личности каждого обучающегося.

От внутришкольной системы контроля успеваемости детей — зачетов, экзаменов, контрольных уроков, академических концертов — конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как обучающихся, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы учебного процесса, получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. 

      Для того, чтобы обучающиеся и преподаватели могли принять участие в конкурсе и добиться определённых результатов, требуется правильная, трудоёмкая и целенаправленная подготовительная работа методиста. Понимая важную роль методиста в оказании помощи, поддержки и сопровождения педагогу, принявшему решение об участии воспитанника в конкурсе, фестивале, олимпиаде, выставке и т.д. можно выделить основные направления методической работы, условно эту деятельность можно разбить на три этапа:

Первый этап – поиск информации.

Информация о проводимых конкурсах, фестивалях, олимпиадах, смотрах, выставках и т.д. обычно присылается на электронную почту учреждения, а также методист находит в сети Интернет. Из большого потока писем с предложениями участвовать в конкурсах необходимо отсеять и выбрать те, в которых наиболее заинтересованы обучающиеся и преподаватели учреждения.

Проводится тщательный мониторинг и подбор приоритетных положений для участия в конкурсах по соответствующим направлениям деятельности учреждения:

¾          Анализируются программные требования, критерии;

¾          Номинации конкурса и возрастные категории для участия;

¾          Сроки, время и место проведения;

¾          Форма участия (платно, бесплатно, очно, заочно);

¾          Соответствие программным требованиям и критерии оценок;

¾          Технические требования для участия в конкурсе.

¾          Проводит анализ основных требований к участникам конкурса.

Второй этап – подготовка к конкурсу. Из общего потока выбраны несколько конкурсов, распечатаны положения, с которыми предстоит ознакомить преподавателей и родителей.

Преподаватели подают методисту списки участников конкурсов, указывая информацию для составления заявки от учреждения.  Если условия конкурса предусматривают заочное участие, то методист согласно требованиям положения конкурса, оформляет и предоставляет всю информацию (осуществляет запись видео – материала, оформление на электронных ресурсах, сканирование рисунков, партитур, фото участников или коллективов, пишет творческие представления, эссе или характеристики участников конкурса).  Если участие в конкурсе предусматривает оплату организационного взноса, как правило, организационные взносы требуются в большинстве проводимых конкурсах, копия квитанции об оплате прикрепляется к заявке на участие в конкурсе или составляется контракт для оплаты организационного взноса.

Третий этап – мониторинг результатов участия в конкурсе.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Участие обучающихся в конкурсах разного уровня мотивирует творческую активность детей, позволяет увидеть и оценить результат работы и проследить положительную динамику результативности обучения по программе. На третьем этапе происходит прогнозирование дальнейшей деятельности, возможная перспектива участия в конкурсах другого уровня. Здесь методисту важно помочь выстроить линию продвижения конкурсной деятельности по нарастающей. Не мало важен и результат участия в конкурсах на интернет -порталах с получением медалей, сертификатов и дипломов как участников, так и лауреатов.

Участие  обучающихся  в  конкурсах  и  выставках  разного  уровня  

мотивирует  творческую  активность  детей,  позволяет  увидеть  и  оценить

результат  своей  работы  и  проследить  положительную  динамику

результативности  обучения  по  программе.

Участие  обучающихся  в  конкурсах  и  выставках  разного  уровня  

мотивирует  творческую  активность  детей,  позволяет  увидеть  и  оценить

результат  своей  работы  и  проследить  положительную  динамику

результативности  обучения  по  программе.

Участие  обучающихся  в  конкурсах  и  выставках  разного  уровня  

мотивирует  творческую  активность  детей,  позволяет  увидеть  и  оценить

результат  своей  работы  и  проследить  положительную  динамику

результативности  обучения  по  программе.

Участие  обучающихся  в  конкурсах  и  выставках  разного  уровня  

мотивирует  творческую  активность  детей,  позволяет  увидеть  и  оценить

результат  своей  работы  и  проследить  положительную  динамику

результативности  обучения  по  программе.  Так  за  2011—2012  учебный  год    3

победителя  краевого  уровня,  2012  —2013  учебный  год  4  победителя  краевого

уровня  и  2013 2014  9  победителей  краевого  и  международного  уровня,  на

муниципальном уровне всего за межаттестационный период  14 победителей 21

призер.

Выводы:  применение  в  работе  мониторинга  образовательного  процесса

способствует  выявлению результативности  работы объединения,  а  так  же   знаний

умений  и  навыков  обучающихся.  Мониторинг  позволяет  более  глубоко

анализировать    и  корректировать    методику  образовательной  деятельности.    В

дальнейшем буду продолжать работу в этом напр

Возросшее количество, а также уровень конкурсов говорит о росте качественных показателей эффективной работы методиста в конкурсной деятельности учреждения, это — качество подготовки документов, заявок, своевременном информировании преподавателей о номинациях, программных требованиях, помощи в подготовке видеозаписей.

Участие обучающихся в конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками дополнительных предпрофессиональных образовательных программ, их кругозор по предметной направленности, а также пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства и уверенности в себе.

По окончании учебного года каждый методист должен подготовить отчет о конкурсной деятельности для предоставления его в общий отчет образовательного учреждения. Схема анализа работы методиста за учебный год может быть произвольной, но   она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы. Анализ работы — это не просто констатация проделанной работы, а анализ, направленный на изучение фактического состояния конкурсной деятельности и обоснованности применения способов, средств воздействия на достижение целей, на объективную оценку полученных результатов.

Работа методиста в конкурсной деятельности обучающихся  ДШИ должна быть направлена на достижение следующих целей:

¾    качественное информационное обеспечение;

¾    совершенствование системы сетевого взаимодействия методического объединения;  

¾    развития конкурсных движений на разных уровнях;

¾    развитие олимпиадного движения учащихся ДШИ.

 Работа методиста осуществлялась по следующим направлениям деятельности: образовательная, аналитическая, информационная, организационно — методическая, консультационная.

В заключении скажу, что данные методические рекомендации посвящены методике организации   и подготовки участия в конкурсах различного уровня. В представленном методическом материале рассматривается алгоритм подготовки и проведения конкурсных мероприятий, подробно анализируется каждый его этап, раскрываются актуальные вопросы и проблемы организационно — методического сопровождения.

В основу методических рекомендаций положен многолетний опыт организации и проведения конкурсов различного уровня на базе Муниципального бюджетного учреждения «Исилькульская детская школа искусств» Исилькульского муниципального района Омской области.

×
×