Автор: Маргушина Ольга Николаевна
Роль музея в образовательном пространстве школы.
Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, которые требуют воспитания, обучения. Но воспитание невозможно без развития и сегодня я бы хотела особое внимание уделить развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на занятиях по музейной педагогике.
Понятие интеллект объединяет все познавательные способности ребенка: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Иными словами, хорошо развитый интеллект — это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.
Существует множество эмпирических данных, подтверждающих пресловутое единство интеллекта и творчества.
Творческий интеллект отвечает за нашу оригинальность, за способность смотреть на задачи с разных сторон и под всеми существующими и несуществующими углами, за способность включать все чувства в работу, за способность концентрации и многое другое. Двумя словами – это режим создателя.
Сегодня появилось множество способов развития творческого интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте это рисование, лепка, конструирование, музыка и конечно музейная педагогика.
Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем. Она развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности.
В дошкольном отделении нашей школы функционирует музей «Русская изба». Само название уже определяет особенности и назначение данного музея. Учитывая возраст наших воспитанников, в котором слабо сформированы представления об окружающем мире, большое место занимает изучение русских народных сказок. С помощью сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Многие персонажи и атрибуты, которые дети слышат при чтении сказок, для них непонятны и это стало отправной точкой для создания музея. Его внутреннее убранство отражает колорит русской избы. Здесь дети знакомятся с бытом русского народа, его обычаями, традициями, а также есть сменная экспозиция изделий русских народных промыслов с помощью, которой дети учатся декоративно – прикладным росписям.
В своей работе педагоги отказались от практики ориентации на пассивного зрителя и придерживаются принципа интерактивности. В музее воссоздана уютная обстановка русской избы (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания). Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо. Всему этому учатся дети в нашем саду.
Безусловно, восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешают ребенку подолгу стоять у музейной витрины.
Поэтому в холлах дошкольного учреждения созданы мини-музеи:
Мини-музей «Русский самовар» — погружает детей, родителей, школьников, и гостей в историю появления самоварного промысла на Руси, рассказывает о традициях чаепития на Руси.
Мини-музей «Лоскутное одеяло» знакомит детей с лоскутным промыслом в России, помогает увидеть и прочувствовать ценность самотканого полотна не только как предмета быта, но и элемента истории жизни человека. Жизнь каждого из нас — это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.
Есть притча, которая очень нравиться нашим детям, повествующая об одной женщине, которая пришла к мудрецу и сказала: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении, но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Когда засмеялся её маленький внук, она пришила кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят ее до слез — ещё один. Данное повествование помогает не только проиллюстрировать разные способы жизни человека, но и погружает детей в мир размышлений о ценностях, красоте и труде русского человека. А создание лоскутного образа и подбор тканей разных цветов прививает художественный вкус у детей.
Мини-музей «Тряпичная кукла» куклы не только развивают, но и помогают развивать образное мышление. А изготовление детьми кукол развивает мелкую моторику, через продуктивную деятельность творческие способности, художественный вкус, воображение и фантазию.
И самый необычный – мини-музей «Домовенка Кузи». Это не только своеобразный хранитель русской избы, но и любимый фольклорный персонаж наших детей. С его помощью воспитанники узнают об укладе русского народа, преданиях, суевериях, приметах. Дети с удовольствием учат загадки, пословицы и поговорки развивая память и речь.
Помимо этого в групповых помещениях дошкольного отделения организованы мини- музеи такие как: «Золотая хохлома», «Гжель», «Русская матрешка» Одно из преимуществ мини-музеев заключается в том, что они не требуют специально оборудованного помещения. Эстетически вписываясь в интерьер группы, они одновременно являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит родителей с темой, по которой занимаются их дети. А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность группы.
Каждый мини- музей по своему несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине.
Принимая во внимание специфику работы в дошкольном учреждении, музейная педагогика решает воспитательные, образовательные и развивающие задачи путем создания специальной предметной среды, способствующей расширению представлений и знаний о русских национальных традициях, культуре и быте.