Роль музея в образовательном пространстве школы

Автор: Маргушина Ольга Николаевна

 

Роль музея в образовательном пространстве школы.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, которые требуют воспитания, обучения. Но воспитание невозможно без развития  и сегодня я бы хотела особое внимание уделить развитию интеллектуальных  и творческих  способностей  детей на занятиях по музейной педагогике.  

Понятие интеллект объединяет все познавательные способности ребенка: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.  Иными словами, хорошо развитый интеллект — это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

Существует множество эмпирических данных, подтверждающих пресловутое единство интеллекта и творчества.

Творческий интеллект отвечает за нашу оригинальность, за способность смотреть на задачи с разных сторон и под всеми существующими и несуществующими углами, за способность включать все чувства в работу, за способность концентрации и многое другое. Двумя словами – это режим создателя.

Сегодня появилось множество способов развития  творческого интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста.  В дошкольном возрасте это рисование, лепка, конструирование, музыка и конечно музейная педагогика.

            Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем. Она развивается в русле проблем  музейной коммуникации и направлена, в первую  очередь,  на  решение  задач  активизации творческих   способностей   личности.  

В   дошкольном отделении  нашей школы функционирует музей  «Русская изба».  Само  название  уже определяет особенности и назначение данного музея.  Учитывая возраст наших воспитанников, в котором  слабо сформированы  представления об окружающем мире, большое место занимает изучение  русских народных сказок.  С помощью  сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку  ребенок  познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Многие персонажи и атрибуты, которые дети слышат при чтении сказок, для них непонятны и это стало отправной точкой для создания музея. Его внутреннее убранство отражает колорит русской избы. Здесь  дети знакомятся с бытом русского народа,  его обычаями,  традициями, а также есть сменная экспозиция изделий русских народных промыслов  с помощью, которой дети учатся декоративно – прикладным  росписям.

В своей работе педагоги отказались от практики ориентации на пассивного зрителя и придерживаются принципа интерактивности. В музее воссоздана уютная обстановка русской избы (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания). Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.  Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо. Всему этому учатся дети в нашем саду.

Безусловно, восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешают ребенку подолгу стоять у музейной витрины.

Поэтому в  холлах дошкольного учреждения  созданы  мини-музеи:

Мини-музей «Русский самовар»погружает детей, родителей, школьников, и гостей в историю появления самоварного промысла на Руси,  рассказывает  о традициях  чаепития на Руси.  

Мини-музей «Лоскутное одеяло» знакомит детей с лоскутным  промыслом в России, помогает увидеть и  прочувствовать ценность самотканого полотна не только как предмета быта, но и элемента истории жизни человека. Жизнь каждого из нас — это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.

Есть притча, которая очень нравиться нашим детям, повествующая  об одной женщине, которая  пришла к мудрецу и сказала: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении, но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Когда засмеялся её маленький внук, она  пришила  кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят ее до слез — ещё один. Данное повествование помогает не только проиллюстрировать разные способы жизни человека, но и погружает  детей в мир размышлений о ценностях, красоте и труде русского человека. А создание лоскутного образа и подбор тканей разных цветов прививает художественный  вкус у детей.

Мини-музей  «Тряпичная кукла»  куклы не только развивают, но и помогают развивать образное мышление. А изготовление детьми кукол развивает мелкую моторику, через продуктивную деятельность творческие способности, художественный вкус, воображение и фантазию.

         И самый необычный мини-музей  «Домовенка Кузи». Это не только своеобразный хранитель русской избы, но  и любимый фольклорный персонаж наших детей. С его  помощью  воспитанники   узнают об укладе  русского народа,  преданиях, суевериях, приметах. Дети с удовольствием учат загадки,  пословицы и поговорки  развивая память и речь.

Помимо этого в  групповых помещениях дошкольного отделения  организованы мини- музеи такие как: «Золотая хохлома», «Гжель», «Русская матрешка»  Одно из преимуществ  мини-музеев   заключается в том, что они не требуют  специально оборудованного   помещения. Эстетически вписываясь в интерьер группы, они одновременно   являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит родителей с темой, по которой занимаются их дети. А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов,  вовлечению семьи в жизнедеятельность группы.       

Каждый мини- музей по своему несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине.

Принимая во внимание  специфику работы в дошкольном учреждении, музейная педагогика решает воспитательные, образовательные и развивающие задачи путем создания специальной предметной среды, способствующей расширению представлений и знаний о русских национальных традициях, культуре и быте.

×
×