Автор: Крылова Елена Сергеевна
Роль музыкальных игр-этюдов в развитии творческих способностей ребенка
В психолого-педагогических исследованиях проблемой музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами музыкальных игр-этюдов занимались многие отечественные ученые: Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Петрова, А. Н. Зимина, Н. Г. Кононова.
В настоящее время в педагогических исследованиях описан опыт работы по реализации использования музыкальных игр-этюдов, как одного из средств развития танцевального творчества детей младшего дошкольного возраста, позволяющего создать или поддержать определенное эмоциональное состояние, вовлечь в разные виды музыкальной деятельности. Обучение строится последовательно: от восприятия к сопереживанию — от сопереживания к воплощению музыкальных образов в движении и танцев. Решение этой проблемы возможно в случае применения в работе по музыкально — ритмическому воспитанию технологии развития музыкального творчества немузыкального образа в танцах детей в музыкальных играх и этюдах [].
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Дети самостоятельно выбирают образ, выразительных движений, используют в импровизации различные жесты и позы, мимику, выполняют движения самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
Музыкальные игры-этюды помимо широкого спектра развивающих задач, решают также проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Задача взрослого корректно направлять детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы [].
Музыкальная игра как один из видов развития творческих способностей является эффективным средством социализации дошкольника. В музыкальной игре осуществляется: развитие творческих способностей; умение двигаться под музыку; развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка [24, c. 13]. Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже принять музыкальное содержание человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма [40, c. 71]. Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его музыкальных способностей, значительно активизирует умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер [28, c. 35]. На игровых занятиях необходимо сочетать два вида деятельности: познавательную и исследовательскую, при этом творчество детей важно не в конечном результате. Педагогическая направленность игровых занятий с дошкольниками очевидна: углубляются знания и в области речи, в музыке, в пластике; воспитывается внимание, занятие проходят интереснее и, что маловажно, личность у ребенка раскрывается, становится свободнее, он начинает фантазировать, действовать. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особа сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха, приобретению веры в себя, уверенности в своих силах [13, c.51]. Все виды игр в детском саду должны способствовать творческому развитию детей. Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки и, если у них есть стимул выиграть, тогда игры музыкальные им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций. Можно выделить несколько направлений музыкальной игры, по которым ведется изучение ее влияния на сознание и поведение дошкольника:
· рисование под музыку;
· музыкальные ритмические игры (с использованием музыкальных инструментов);
· музыкальные ритмопластические игры;
· игры-импровизации.
Игра на музыкальных инструментах вызывает огромный интерес у дошколят, вносит разнообразие, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительности, т.к. это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет. Реализуются наиболее значимые задачи:
Музыкальные пластические и импровизационные игры требуют от ребенка определенных актерских навыков. Важно при проведении таких игр учитывать возрастную психологию детей. Просто игра для них – это способ познания и освоения окружающего мира, а пластическая игра — начало художественной деятельности. Пластические импровизации рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Пластика позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира [26, c.13-16]. Осознав это, ребенок учится преобразовывать мир, задействовав фантазию и воображение. Как правило, словарный запас дошкольников не столько богат, чтобы в ярких и красочных выражениях передать музыкальную идею и образ произведения, предлагаемого педагогом. На помощь к ребенку приходят жесты, простые ритмические и пластические движения. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, затем двигаются, превращаясь в конкретных персонажах, меняя жесты, мимику, позы. Яркие музыкальные образы помогают им найти соответствующие пластические решения. В основе пластической импровизации-игры лежит раздел театрального сценического действия «Жест», «Музыкально ритмическое движение», «Ритмопластика». Ритмическое движение под музыку – комплекс упражнений и игры под разнохарактерную музыку. Дети должны учиться:
· воспроизводить простейшими движениями тела (хлопки, прыжки, шаги) музыкальный темп и ритм;
· сохранить установленный темп при переходе к новому произведению с таким же темпом;
· освоить понятие длительность через воспроизведение музыкальных длительностей при движении рук и ног. Ритмопластика – комплекс упражнений, игр на развитие гибкости и умения владеть своим телом, представляя художественно смысловые образы, затрагивающие эмоциональный мир ребенка.
Правильное использование музыкальных игр положительно влияет на развитие музыкальных способностей, что способствует гармонии движений с музыкой, в результате у детей развивается: моторика, координация движений рук и ног, способность к наблюдению, чувству коллективной работы, терпению, способность эмоционально переживать через качественную музыку, влияя при этом на формирование музыкального вкуса детей. Музыкально-ритмические игры у дошкольников в качестве формирования музыкальных способностей, развивают моторику, музыкальность, гармоничные и красивые ритмичных движений, способствует проявлению внутреннего опыта музыкального рассказа через движение. Занятие музыкой способствует развитию психофизических функций, обладает способностью тренировать мозг для более сложного мышления, то есть мышления, которое включает в себя решение проблемы, рассуждение, доказательство, анализ, синтез, сравнение, обнаружение сходств, различий и оценку информации.
Танцевальные элементы способствуют увеличению динамической работы мышц, своевременно воздействуя на кору головного мозга, тем самым улучшая память, стимулируя умственную деятельность ребенка [5]. Используя систематическую и планомерную работу с постоянным усложнением музыкального материала и творческих заданий, можно получить высокий результат по развитию музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности. Во время проведения занятий ребенок становится более находчивым, приобретает необходимую быстроту реакции и координацию движений, ритмичное выражение под музыку, а при выступлении на публике ребенок чувствует важность своей личности и обретает уверенность в себе. Кроме того, посредством народных танцев ребенок знакомится с традициями и культурой разных народов мира, в частности и своего. Танцевальные движения способствуют развитию эстетической культуры движения, что особенно выражается через: – красивую и правильную осанку и формирование гармоничных движений; – развитие чувства ритмичности движения в соответствии с музыкальным сопровождением; – развитие способности ориентироваться в пространстве и времени за счет принятия пространственных и временных, а также энергетических элементов движения; – развитие выразительности различных настроений и чувств через движение; – развитие творческого самовыражения и творческих способностей детей с помощью различных движений [1, 3, 6].
Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени. Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. Развитие творчества через танец великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях.
Для детей в жизни необходимы игры. В данном случае игра — наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира. Создание собственного музыкально-игрового образа составляет суть методики музыкальных этюдов. При работе с детьми дошкольного возраста понятие «этюд» используется в несколько ином значении. Музыкальные игры-этюды — это творческие, игровые задания, в процессе которых дети получают возможность для творческой реализации. Использование музыкальных этюдов преследует определенные цели, среди которых: обогащение ребенка новыми впечатлениями, развитие эмоционального начала, необходимого для полноценного личностного развития.
Музыкальные этюды делятся на две основные группы: сюжетные, несюжетные. [4] в дошкольном образовании музыкальные этюды могут быть применены на музыкальных занятиях, либо на занятиях по. Особенностью использования музыкально-ритмических этюдов является принцип интеграции в данной форме музыки и танца, что позволяет использовать их на различных занятиях с детьми
Для формирования развивающей среды необходимо подготовить определенный реквизит, который отражает характер сказочной сюжетной истории или характер музыкального произведения в несюжетном этюде. Это могут быть: персонажи кукольного театра, перчаточные куклы. Платки, венки и др. с помощью которых можно создать образы (платками украсить голову, изображая русских красавиц, и т.п.). Раздаточный материал (грибочки, шишки, цветочки и т.п.), с помощью которых дети выполняют определенные движения по сюжету (собирают грибы или цветы, и т.п.). Стулья, которые в разных сказочных историях могут изображать различные объекты (скамейка, пенек, паровоз и т.п.), развивая воображение ребенка. Флажки, ленты, с которыми дети могут выполнять привычные танцевальные движения. Спортивный инвентарь, который используется с включением творческого начала ребенка (например, скакалку разложить кругом, изобразив озеро и т.п.).
Специально приготовленный педагогом реквизит, позволяющий детям глубже проникнуть в содержание сказочной истории, в характер музыки. В проведении музыкального этюда очень важно отмечать успехи детей, при этом уделить внимание каждому ребенку. С точки зрения особенностей возраста это очень важное условие для успешного проведения музыкальных этюдов и достижения целей и задач.[5]
Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы». «Кто лучше?» Предложите ребенку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер, как например «Волшебник-недоучка» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке. Посоревнуйтесь с ребенком: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее: «Отгадай кто мы?». Выбирается ведущий. Ему сообщается, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-нибудь предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.), а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает. [5] Таким образом, на занятиях можно использовать методические приемы, которые вызывают у детей желание творчества: введение игровых персонажей на занятия, импровизационный метод, метод показа, рассматривание картин, фотографий и видеозаписей, концентрический метод, музыкальное сопровождение как методический прием. Подбирая музыку для движений, надо руководствоваться тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.
При организации работы по развитию танцевальных движений дошкольников важно планирование и реализация последовательной, систематической работы; постепенное формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе комплекса различных методов и приемов; учет индивидуальных и возрастных возможностей детей и тесное сотрудничество со всей семьей.