Роль развития эмоционального интеллекта в общем развитии старших дошкольников

Автор: Шлыкова Варвара Игоревна

В.И. Шлыкова студентка 4 курса

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

г.Саратов

 

Статья на тему:

«Роль развития эмоционального интеллекта в общем развитии старших дошкольников»

Формирование эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры, отзывчивости к эмоциям окружающих нас людей, способности общаться является важным и приоритетным. Темп жизни растет, возрастает количество стрессовых ситуаций, что приводит к повышению уровня эмоциональности современных жизненных условий. Именно поэтому формирование эмоционального интеллекта является одним из основных направлений российского образования в области развития дошкольников.

Изучение проблемы развития эмоционального интеллекта обусловлена тем, что существует недостаток четкого понимания того, как эмоциональный интеллект влияет на поведение, социальные навыки и когнитивное развитие детей данного возраста.

Особенно это актуально в связи с их скорым переходом в школу, когда поменяется привычный образ жизни, возникнут новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться, отгороженностью, снижением активности. Поэтому возникает необходимость введения ребенка в мир человеческих эмоций развития у него эмоционального интеллекта. Наличие представлений об эмоциях, их причинах и следствиях является залогом развития личности и индивидуальности дошкольника, одной из предпосылок успешного обучения в школе.  

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время практический психолог и воспитатель оказываются недостаточно готовыми к работе по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников. В результате развития эмоционального интеллекта детей подменяется развитием у них морально – стереотипного поведения и недостаточным опытом понимания своих переживаний. Это приводит к тому, что процесс выстраивания отношений с другими людьми у детей затрудняется, и детские поведенческие нарушения остаются вне поля зрения психолога и воспитателя.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта играет важную роль в развитии ребенка – дошкольника в целом. Необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, проводить с ними специальную работу по обучению выражению эмоций и их распознаванию, так как неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития может приводить к неврологическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше адаптируются в обществе, их поведение более гармонично, и они легче добиваются своих целей в взаимодействии с окружающими, эмоционально уравновешенные, спокойные. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта быстрее восстанавливаются.

Особую роль в развитии эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте специально организованные занятия, способствующие эмоциональной реализации.

В рамках исследования на тему: «Роль развития эмоционального интеллекта в общем развитии старших дошкольников» нами была организована работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет на базе МДОУ «Детский сад №7 «Звездочка». Для наших воспитанников мы подобрали упражнения и составили комплекс занятий на темы: «Знакомство с эмоциями», «Обида»; «Грусть»; «Злость»; «Страх»; «Радость». Мы воспользовались пособием А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников».

Вводная встреча на тему «Знакомство с эмоциями» включила в себя:

·        Инсценировку «Сказка про эмоции»;

·        Упражнение «Определи эмоции»;

·        Упражнение «Коллаж эмоций».

Цель инсценировки «Сказка про эмоции» заключалась в расширении представлений детей об основных эмоциях: грусть, радость, злость, обида, страх. Инсценировка проводилась с использованием плоскостных кукол.

Цель упражнения «Определи эмоции» заключалась в создании условий для дифференциации эмоциональных состояний во внешнем проявлении. Данное упражнение проводилось с помощью фотографий, на которых человек выражает различные эмоции.

Цель упражнения «Коллаж эмоций» заключалась в создании условий для изображения разных эмоций посредством коллективной деятельности. 

На основании проведенных заданий был подведен итог, что все люди испытывают эмоции. Эмоции делают нашу жизнь более яркой, неповторимой, помогают нам понимать друг друга без слов.

Далее нами были проведены занятия на темы: «Обида»; «Грусть»; «Злость»; «Страх»; «Радость».

 

Занятие «Обида». Оно включало в себя:

·        Чтение рассказа по теме занятия;

·        Упражнение «Нарисуй свою обиду»;

·        Упражнение «Ноги топают».

Цель чтения рассказа заключалась в том, чтобы дать детям представление об обиде и причинах ее возникновения.

Цель упражнения «Нарисуй свою обиду» заключалась в создании условия для актуализации и осознания своей обиды.

Цель упражнения «Ноги топают» заключалась в создании условия для понимания того, как обида проявляется в действиях.

Занятие «Грусть». Оно включало в себя:

·        Чтение рассказа «Друзья»;

·        Упражнение «Нарисуй свою грусть»;

·        Упражнение «Что делать если стало грустно».

Цель чтения рассказа «Друзья» заключалась в том, чтобы дать детям представление о грусти и ее причинах.

Цель упражнения «Нарисуй свою грусть» заключалась в создании условия для актуализации и осознания своей грусти.

Цель упражнения «Что делать если стало грустно» заключалась в расширении представлений детей о способах регуляции и грусти в разных жизненных ситуациях.

Занятие «Злость». Оно включало в себя:

·        Чтение рассказа «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала»;

·        Упражнение «Нарисуй свою злость»;

·        Упражнение «Когда я зол».

Цель чтения рассказа «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала» заключалась в том, чтобы дать детям представление о злости и ее проявлении.

Цель упражнения «Нарисуй свою злость» заключалась в создании условия для актуализации и осознания своей злости.

Цель упражнения «Когда я зол» заключалась в создании условия для вербализации своей злости и причин ее вызывающих.

Занятие «Страх». Оно включало в себя:

·        Чтение рассказа «История про девочку Галю»;

·        Упражнение «Нарисуй свой страх»;

·        Упражнение «Победи свой страх».

Цель чтения рассказа «История про девочку Галю» заключалась в том, чтобы дать детям представление о страхе и причинах его возникновения.

Цель упражнения «Нарисуй свой страх» заключалась в создании условия для актуализации и осознания своего страха.

Цель упражнения «Победи свой страх» заключалась в создании условия для преодоления страха средствами изобразительной деятельности.

Занятие «Радость». Оно включало в себя:

·        Чтение рассказа «Умка»;

·        Упражнение «Нарисуй свою радость»;

·        Упражнение «Дерево радости».

Цель чтения рассказа «Умка» заключалась в том, чтобы дать детям представление о радости и ее проявлении.

Цель упражнения «Нарисуй свою радость» заключалась в создании условия для актуализации и осознания своей радости.

Цель упражнения «Дерево радости» заключалась в создании условия и осознания детьми причин их радости.

Продуктом данных занятий является:

·        «Коллаж эмоций», который получен посредством изображения разных эмоций в результате коллективной деятельности детей.

·        «Альбом эмоций», который был получен посредством рисования детьми. В результате данной деятельности создаются условия для актуализации и осознания детьми своих эмоций.

·        «Дерево радости», который получен в результате актуализации и осознания детьми причин их радости.

Наши занятия способствовали овладению детьми следующими умениями:

Ø произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

Ø различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

Ø одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

Ø произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Ø управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

Ø сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

Ø отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Таким образом, целенаправленное развитие эмоционального интеллекта способствует овладению детьми  важными умениями, которые помогают им адаптироваться к окружающему миру и чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

×
×