Автор: Возилкина Елена Витальевна
Роль руководителя ДОУ
в работе с семьями воспитанников
Статью подготовила Возилкина Е.В.
заведующая МБДОУ № 61 комбинированного вида г. Орла
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в настоящее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Общение педагогов с родителями воспитанников остается актуальным вопросом для детских садов.
Грамотно организованная работа педагогов, во главе заведующей дошкольным учреждением, с родителями, позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
В нашем дошкольном учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
— Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
— Повышение педагогической культуры родителей.
— Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
— объединить усилия для развития и воспитания детей;
— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
— активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
— поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В настоящее время все чаще в нашем дошкольном учреждении стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Конференции проводятся 2 раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
Структура конференции состоит из:
1) слово руководителя ДОУ;
2) выступления родителей по данной проблеме;
3) презентации;
4) выступления желающих;
5) выступления детей;
6) подведение итогов.
Также в настоящее время остро встает проблема по защите прав и достоинств ребенка. Мы также не оставляем и этот вопрос без внимания, организуя работу по защите детей. При этом выполняем следующие действия: принимаем решение об организации работы и помощи ребенку; выявляем, какие службы в городе занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт; обучаем педагогов грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка. Правильно построенная работа заведующей, как специалиста по социальной работе в условиях ДОУ имеет большие перспективы и, прежде всего, в психолого-педагогическом направлении. Главная цель работы – способствовать достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список используемой литературы:
1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 -2010.
5. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.
6. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.