РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Грипас Антонина Егоровна

В современном обществе всё больше внимания уделяется вопросам гендерного равенства и формирования гендерной идентичности. Одним из ключевых факторов, влияющих на формирование гендерных представлений у детей, является семья.

Гендерные представления — это совокупность знаний, убеждений и стереотипов о том, как должны вести себя мужчины и женщины в соответствии с социальными нормами и ожиданиями. Они формируются под влиянием различных факторов, включая семью, школу, средства массовой информации и общество в целом.

Семья играет важную роль в жизни ребёнка, и её влияние на формирование его личности и мировоззрения трудно переоценить. Именно в семье ребёнок получает первые представления о гендерных ролях и нормах поведения. Родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки — все они являются важными агентами социализации, которые формируют у ребёнка представления о мужественности и женственности.

Формирование гендерных представлений начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако именно в младшем школьном возрасте происходит активное усвоение социальных норм и ценностей, в том числе и гендерных. Ребёнок начинает осознавать свою принадлежность к определённому полу и усваивает соответствующие стереотипы поведения.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование гендерных представлений, является семья. Родители, особенно мать, играют ключевую роль в этом процессе. Они передают ребёнку свои представления о мужественности и женственности, а также о роли мужчин и женщин в обществе. Эти представления могут быть как позитивными, так и негативными.

Родительская семья играет ключевую роль в качестве источника социального наследия в ранние годы жизни ребенка. Подражание родителями и другими членами семьи происходят на уровне подсознания и формируют образцы поведения и социальных норм. Взаимодействие с близкими взрослыми, подражание их поступкам, словам и чувствам, а также отождествление с ними оказывают влияние на формирование личности и социального поведения ребенка [1].

Позитивные представления способствуют формированию у ребёнка чувства уверенности в себе, уважения к себе и другим людям, независимо от их пола. Негативные представления, напротив, могут привести к формированию стереотипного мышления, дискриминации и неравенства.

Как раз одна из ценностей семейного воспитания – формирование гендерных представлений младших школьников. Семья играет ключевую роль в формировании гендерных особенностей младших школьников. Традиционные гендерные роли предполагают четкое деление на «мужскую» и «женскую» сферы ответственности. Мужчина (муж, отец) – финансово обеспечивает семью, заботится о её физической безопасности, выполняет часть домашних дел, которые требуют применения грубой физической силы – забить гвоздь, повесить полку, что-то починить или принести что-то тяжелое. Женщина (жена, мать) – занимается домашними делами и воспитанием детей, создает уют [2].

Вот несколько способов того, как может происходить формирование гендерных особенностей:

1.                 Ролевые модели. Дети воспринимают своих родителей как первоначальные ролевые модели. Их поведение, предпочтения и ожидания могут влиять на формирование гендерной идентичности у детей. Например, если мать занимается домашними делами, а отец занимается ремонтом автомобиля, дети могут воспринять такие роли, как типичные для мужчин и женщин.

2.                 Воспитание и ожидания. Ожидания и нормы, установленные родителями, могут повлиять на гендерное поведение детей. Например, родители могут ожидать от мальчиков более грубого и активного поведения, в то время как у девочек они могут поощрять более спокойное и миролюбивое поведение.

3.                 Распределение обязанностей. Способ, которым родители распределяют обязанности и ответственность между мужчинами и женщинами в семье, может влиять на ожидания детей относительно ролей полов в обществе.

4.                 Общение. Качество и стиль общения в семье могут также формировать представления детей о гендерных ролях. Например, если в семье преобладает сексистский или ограниченный взгляд на гендер, дети могут впитывать эти представления.

5.                 Поддержка и стимулирование интересов. Родители могут поощрять интересы и занятия, которые обычно связываются с определенным полом. Например, они могут стимулировать у девочек интерес к уходу за домашними животными, а у мальчиков — к спорту или техническим занятиям.

6.                 Отношения с родителями. Качество отношений между детьми и их родителями также может влиять на гендерные особенности. Дети, которые чувствуют себя принятыми и поддержанными своими родителями в их выражении гендерной идентичности, могут чувствовать себя более уверенно и комфортно.

В целом, семья является первым и наиболее важным институтом, в котором формируются гендерные особенности младших школьников.

Для сохранения правильного представления о гендере у младших школьников в семье можно использовать семейное древо. Это может быть эффективным способом привлечения внимания младших школьников к правильному представлению о гендерных ролях [5]. Вот несколько способов, как это можно осуществить:

1.                 Исторический обзор: изучение семейного древа может помочь детям понять, как менялись гендерные роли и ожидания с течением времени. Просмотр старых фотографий и рассказы о жизни предков помогут детям понять, какую роль играли мужчины и женщины в семье.

2.                 Разнообразие ролей: при создании семейного древа можно обратить внимание на разнообразие ролей, которые играли члены семьи.

3.                 Открытый диалог: создание семейного древа может стать поводом для открытого диалога о гендерных ролях в семье. Детям будет интересно узнать о своих предках.

4.                 Уважение к различиям: при работе над семейным древом важно подчеркнуть уважение к различиям в гендерной идентичности и выражении. Это поможет детям понять, что каждый человек уникален.

5.                 Моделирование равенства: при создании семейного древа можно акцентировать внимание на равноправии и уважении между мужчинами и женщинами в семье. Это поможет детям усвоить значения равенства и справедливости в гендерных отношениях.

Подводя итоги сказанному, отметим еще раз, что такая базовая национальная ценность, как семья формирует одно из ключевых личностных качеств – гендер. Представление о традиционных гендерных ролях могут сформироваться только в семье. Вот почему так важно уделять внимание данной проблеме, привлекая к этому внимание детей, учителей и родителей. 

×
×