Роль семьи в коррекционно- образовательном процессе.

Автор: Алексеева Галина Александровна

«Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе».

 Приоритеты развития образования ставят перед образовательной организацией новые задачи, важнейшей из которых является организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагающая создание и развитие инклюзивных практик. Тем самым реализуется право на доступное и качественное образование, на образование «для всех».

Как показывают современная практика обучения учащихся с ОВЗ, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в его развитии и коррекции умственных и психических процессов . Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные нарушения. С каждым годом становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска».

Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.

Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы учителя и специалистов  необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в школе более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

·       в создании в семье условий, благоприятных для общего развития детей;

·       в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Основные задачи специалистов, таких как  педагог-психолог, учитель –дефектолог, учитель – логопед и администрация школы:

·  Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.

·  Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.

·  Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.

·  Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки. Психологическое , педагогическое сопровождение каждого ребёнка.

·  Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.

Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности, с родителями.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, и др.).

Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для учителя – дефектолога в образовательном учреждении являются следующие:

·  Оказать квалифицированную поддержку родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);

·  повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

·  создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

·  формировать адекватные взаимоотношения между родителями и их детьми;

·  воспитывать привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции обучения и воспитания.

Формы взаимодействия дефектолога с родителями- это способы организации их совместной деятельности и общения.

В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия с семьей: индивидуальные, коллективные (групповые) и наглядно-информационные форм работы с родителями.

Применение индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет повысить  уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно улучшить  эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:

·  консультативно-рекомендательная;

·  просветительская работа;

·  наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;

1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально — психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.

Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно, так и с другими формами.

Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком.

 Просветительская  работа – проведение просветительской деятельности  для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Элементом просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Использование сайта центра (страничка «Советы учителя-дефектолога»),

Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки. Это самый актуальный вид общения родителя со специалистами, так как большинство родителей сохраняют  тайне , что у них ребенок с ОВЗ.

 

3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются следующие:

·  выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;

·  выдача родителям книг на дом;

·  подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

·  демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в центре, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;

Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции  ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.    Афонькина Ю. А. Организационно-методические основы инклюзивного образования : учебное пособие / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева. Мурманск : МАГУ, 2018. – 114 с.

2.    Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166.

 

3.    Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. —— СПб.: Речь, 2006.

— 144 с.

4.    Я. Корчак. Педагогическое наследие. Издательство «Педагогика», М. 1991

Интернет – источники:

5.    Сайт Педагогическое сообществ «УРОК.РФ».

6.    Сайт «МУЛЬТИУРОК».

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×