Автор: Алексеева Галина Александровна
«Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе».
Приоритеты развития образования ставят перед образовательной организацией новые задачи, важнейшей из которых является организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагающая создание и развитие инклюзивных практик. Тем самым реализуется право на доступное и качественное образование, на образование «для всех».
Как показывают современная практика обучения учащихся с ОВЗ, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в его развитии и коррекции умственных и психических процессов . Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные нарушения. С каждым годом становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска».
Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.
Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы учителя и специалистов необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в школе более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
· в создании в семье условий, благоприятных для общего развития детей;
· в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Основные задачи специалистов, таких как педагог-психолог, учитель –дефектолог, учитель – логопед и администрация школы:
· Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
· Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
· Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
· Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки. Психологическое , педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
· Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности, с родителями.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, и др.).
Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для учителя – дефектолога в образовательном учреждении являются следующие:
· Оказать квалифицированную поддержку родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
· повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
· создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
· формировать адекватные взаимоотношения между родителями и их детьми;
· воспитывать привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции обучения и воспитания.
Формы взаимодействия дефектолога с родителями- это способы организации их совместной деятельности и общения.
В педагогической практике существуют основные формы взаимодействия с семьей: индивидуальные, коллективные (групповые) и наглядно-информационные форм работы с родителями.
Применение индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет повысить уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно улучшить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:
· консультативно-рекомендательная;
· просветительская работа;
· наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;
1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:
Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально — психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.
Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно, так и с другими формами.
Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком.
Просветительская работа – проведение просветительской деятельности для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
Элементом просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
Использование сайта центра (страничка «Советы учителя-дефектолога»),
Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки. Это самый актуальный вид общения родителя со специалистами, так как большинство родителей сохраняют тайне , что у них ребенок с ОВЗ.
3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются следующие:
· выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;
· выдача родителям книг на дом;
· подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
· демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в центре, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;
Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.
Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий.
Используемая литература:
1. Афонькина Ю. А. Организационно-методические основы инклюзивного образования : учебное пособие / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева. Мурманск : МАГУ, 2018. – 114 с.
2. Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166.
3. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. —— СПб.: Речь, 2006.
— 144 с.
4. Я. Корчак. Педагогическое наследие. Издательство «Педагогика», М. 1991
Интернет – источники:
5. Сайт Педагогическое сообществ «УРОК.РФ».
6. Сайт «МУЛЬТИУРОК».