Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка

Автор: Мосова Светлана Ивановна

Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка

Сотрудничество образовательной организации и семьи определяется основными тенденциями развития дошкольного образования на современном этапе. Семью и детский сад объединяют проблемы развития личности ребенка и условия организации образовательной среды. Поэтому для успешного воспитания и развития ребенка так важно установить взаимодействие сотрудничества, доверительный, деловой контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Дошкольное образование считается обязательной первой ступенью общего образования, в котором в роли полноправных субъектов образовательного процесса выступают родители, что регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Законом об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  Семейным кодексом, ФГОС дошкольного образования.

Воспитание познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Семья также может создать условия, чтобы ребёнок смог проявить свои познавательные интересы и увлечения. Это может быть организация походов в музеи, зоопарки, театры и другие места, где ребёнок сможет получить новые знания и впечатления. Такие поездки помогут расширить его кругозор и развить любознательность.

Развитие познавательных способностей может проходить в форме сюжетных и подвижных игр, чтобы ребенок учился строить отношения с окружающими, учился быть частью команды.

Основной линией умственного развития детей является развитие познавательных способностей и становление образных форм познания.

Важно, чтобы семья поддерживала и поощряла интересы ребёнка. Родители могут найти время для совместного чтения книг, обсуждения прочитанного, осмысления его содержания. Такие действия помогут развить аналитическое мышление, расширить словарный запас и стимулировать ребёнка к дальнейшей учебе. Также важно, чтобы родители сами интересовались окружающим миром и демонстрировали свою любознательность, таким образом вдохновляя ребёнка на поиск новых знаний.

Любознательность является мотивацией к осуществлению познавательной деятельности, это тяга к получению новой информации.

Семья играет ключевую роль в развитии познавательных интересов и любознательности ребёнка. Она является фундаментом, на котором строится его вся дальнейшая образовательная и познавательная деятельность. Семейная поддержка и вовлеченность помогут ребёнку не только развить его познавательные способности, но и научат его самостоятельно мыслить и искать новые знания.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

×
×