Автор: Калмыкова Лилия Аркадьевна
«Роль социальных партнеров в формировании профессиональных компетенций студентов»
преподаватель Л. А. Калмыкова
Рынок труда ориентирован на специалиста, хорошо владеющего не только
теоретическими знаниями, но и практическими умениями.
Как показывает практика, в ряде случаев возникает проблема несоответствия теоретической подготовки и наличия хороших практических навыков.
Перед молодым специалистом возникает трудноразрешимая проблема трудоустройства.
В свою очередь предприятия -работодатели предпочитают выпускника, хорошо ориентирующегося в плане практической подготовки и имеющих хотя бы небольшой опыт работы в выбранной профессиональной сфере.
Поэтому предоставление студенту, будущему выпускнику ,возможности овладеть особенностями выбранной профессии, научиться решать производственные задачи, предоставляет учебная и производственная практика на базе взаимодействия с предприятиями- социальными партнерами нашего колледжа.
Йошкар-Олинский аграрный колледж, в составе Поволжского государственного технологического университета, успешно решает эту задачу, сотрудничая с такими предприятиями ,как АО «Марийский машиностроительный завод», АО «Анвита», АО «Завод полупроводниковых приборов».
Партнерские отношения «колледж-социальный партнер», в будущем возможный работодатель, складывается из базы вакансий специалистов для данных предприятий, и являющихся актуальными в данное время- токари, фрезеровщики, техники-монтажники, техники-электрики,
ремонтники по металлорежущим станкам и оборудованию.
Знакомство с предприятиями начинается на младших курсах, при проведении таких мероприятий, как экскурсии, круглые столы, встречи с работниками этих предприятий, вчерашними выпускниками колледжа.
В процессе знакомства и обогащения опытом, к студентам приходит осознание правильности выбора данной профессии, импульс к получению качественных и глубоких знаний.
На базе предприятий-социальных партнеров, проходя производственную и преддипломную практику, студенты старших курсов, закрепляют знания, полученные в колледже и овладевают практическими навыками работы, подтверждают профессиональные компетенции по определению оптимальных методов восстановления работоспособности промышленного оборудования(П.К. 3.1).
На АО «Анвита», под руководством мастеров-наставников, ребята изучают тонкости профессии токаря , ремонтника, монтажника в соотвествии с ФГОС, выполняя работы не только на универсальных станках , но и станках с ЧПУ.
В результате взаимодействия происходит формирование практического опыта будущего специалиста, готового решать производственные задачи.
В процессе прохождения практики многие из ребят получают предложения от предприятий -партнеров о трудоустройстве на данных предприятиях.
Создаются хорошие условия для постепенного формирования на пути профессиональной квалификации – от простых профессиональных действий до развивающей творческой деятельности.
И еще больший эффект возможно достичь при использовании современных информационно-коммуникационных технологий, подразумевающих совместное обучение и индивидуальное творчество студента , преподавателя и социального партнера при изучении учебных дисциплин, написании курсовых и дипломных работ, при выполнении учебно-исследовательской работы.
У преподавателей появляется хорошая возможность пройти стажировку на данных предприятиях.
В заключении можно сказать ,что взаимное сотрудничество колледжа с социальными партнерами, дает возможность получить хорошего, конкурентноспособного специалиста, владеющего навыками и умеющего решать необходимые производственные задачи.
Основные термины: рынок труда, специалист, работодатель, колледж, социальный партнер, производственная практика, навыки работы.
Литература:Актуальные задачи педагогики: материалы второй
Международной научной конференции(г.Чита,июнь 2012г.)Чита:Изд-во Молодой ученый2012г. .-URL:https//moluch/conf/ped/archive/5.