Автор: Купчинский Алексей Александрович
Проблема доступности информации для отечественной системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с физическими и юридическими лицами становится всё более актуальной, с учетом сложившейся конъюнктуры в мире: понятия «гибридная война», «фейк», «буллинг» быстро прижились в быте людей и перестали быть чем-то отдаленным, не касающимся нас. Обилие дезинформации, откровенной лжи, искажения официальной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — наличие всего перечисленного в очередной раз подтверждает тезис о том, что органам государственной власти и местного самоуправления крайне необходимо в кратчайшие сроки взять курс на противодействие таким явлениям. Еще одним аргументом в пользу необходимости применения органами государственной власти и местного самоуправления комплексного подхода в обеспечении доступа к информации является наличие права граждан на свободное её получение, закрепленного в статье 29 Конституции Российской Федерации [1].
С 1 декабря 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [2]. Вышеуказанным нормативным правовым актом вносится целый комплекс изменений в действующее законодательство России в сфере обеспечения доступа к информации физических и юридических лиц. К числу наиболее значимых изменений относится корректировка дефиниции «официальный сайт»: так, из определения исключена формулировка о возможности создания единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов. Из этого можно сделать вывод, что с момента вступления в законную силу Федерального закона № 2270-ФЗ государственные органы и органы местного самоуправления не могут на едином портале размещать информацию о нескольких таких органах. Нововведением является введение понятия «официальная страница», которая определяется как персональная страница в определенных Правительством Российской Федерации информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин, соответствующих требованиям, установленным действующим законодательствам, созданная государственным органом, органом местного самоуправления или подведомственной организацией и содержащая информацию об их деятельности. В свою очередь, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 года № 2523-р в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами определены ВКонтакте и Одноклассники [3].
Таким образом, с 1 декабря 2022 года, Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики должны создать официальные страницы в отечественных социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники. По состоянию на сентябрь 2022 года в социальной сети ВКонтакте среди Территориальных органов государственной статистики (далее — ТОГС) 99% имеют официальную страницу. В Социальной сети Одноклассники имеют официальные страницы всего лишь 2 % от общего числа ТОГС. Если учесть, что средняя ежемесячная аудитория пользователей социальной сети Одноклассники составляет 37 миллионов активных пользователей, то можно сделать вывод, что органы государственной статистики, не имея официальных страниц в данной социальной сети, ежемесячно теряют большое количество аудитории [4].
Немаловажным является и тот факт, что социальная сеть Одноклассники пользуется популярностью среди людей старшей возрастной категории. Другими словами, в связи с отсутствием официальных страниц органов государственной статистики люди старшего поколения, являющиеся активными пользователями социальной сети Одноклассники, фактически лишены возможности получать адаптированную под специфику социальных сетей статистическую информацию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети играют одну из главных ролей в процессе обеспечения доступа к статистической информации. Более того, с учетом сложившейся конъюнктуры в информационной среде, предоставление статистической информации в цифровом формате позволит противодействовать различным фейкам и дезинформации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398;
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.07.2022, № 29, ч.3, ст. 5237;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 2523-р // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209050038 (дата обращения: 12.09.2022);
4. Средняя месячная аудитория «Одноклассников» во II квартале снизилась на 1,1 млн человек // Информационное агентство ТАСС URL: https://tass.ru/pravila-citirovaniya (дата обращения: 12.09.2022).
5. Василенко, И.Н., Басова, О.А. Совершенствование коммуникативной политики отраслевых организаций / И.Н. Василенко, О.А. Басова // Научно-практические исследования. 2020. № 2-2 (25). С. 18-23.
6. Дукин, Р.А. Медиатизация современного общества: влияние современных медиа / Р.А. Дукин // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 24-26.
7. Землянова, Л.М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета / Л.М. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 5. С. 57-71.
8. Василенко, И. Связи с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт / И. Василенко // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 4.
9. Зотов, В.Б. Муниципальное управление: учебник для вузов / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. – М. : Юнити – Дана, 2007.
10. Ильинский C., Энциклопедический словарь PR и рекламы, 2002.
11. Радченко С.В. PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5. Ч. 2. / Под общей ред. В.К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006.
12. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: учебное пособие для вузов / Ф. Китчен / пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
13. Коваленко, Е.Г. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / Е.Г. Коваленко [и др.]; общ. ред. Е.Г. Коваленко. – М.: ИНФРА-М, 2006.
14. Комаровский, В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / В.С. Комаровский [и др.]; общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
15. Комаровский, В.С. Управление общественными отношениями: учебник / В.С. Комаровский. – М.: Изд-во РАГС, 2006.
16. Моисеев, В. Паблик рилейшнз. Теория и практика / В. Моисеев. – ООО «ИКФ Омега – Л», 2001.
17. Пейдж, Б. Связи с общественностью: мифы и проблемы / Б. Пейдж // Муниципальная власть. – 2005. – № 2.
18. Русаков А.Ю., Связи с общественностью в органах государственной власти, СПб: Издат. Михайлова В.А., 2006.
19. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография – М: РАГС, 2008.
20. Юшина, Е.А. Муниципальное управление: учебник / Е.А. Юшина. – М.: ФГНУ Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2006.
21. Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON