Роль текста в формировании развивающей речевой среды на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

Автор: Байрамова Елена Абдулалиевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

 

Байрамова Елена Абдулалиевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова


Роль текста в формировании развивающей речевой среды на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

        Современный этап образовательной реформы ставит перед словесниками принципиально новые задачи, главной из которых является ориентация на установки и потребности личности. Сегодня в поле зрения педагогической науки «обнаружилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой – то, что обычно не входило в  круг педагогических ценностей, развивалось стихийно».

         В этой связи основными задачами филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности на следующих концептуальных основах:

1)    русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения;

2)    формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;

3)    потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;

4)    практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;

5)    формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенций.

В соответствии с этими положениями задача учителя русского языка и  литературы – организация такого процесса обучения, который способствовал бы не только развитию указанных компетенций, а в широком педагогическом аспекте  стимулировал развитие у школьника механизма саморазвития, самореализации, адаптации, самовоспитания для взаимодействия с людьми, природой, цивилизацией.

         Что же вызывает сегодня обоснованную тревогу в состоянии преподавания филологических дисциплин с точки зрения учителя-практика?

                   Среди главных причин следует отметить:

1)    усиление противоречия между общим снижением уровня культуры и требованием общества – развития языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике;

2)    ситуация тотальной речевой безграмотности, бедность словаря школьника, его эстетическая и нравственная глухота, которые исходят из того, что школа часто выступает школой памяти, а не развития;

3)    доминирование в школьном преподавании правописно-орфографической направленности, а не речевой, коммуникативной; недостаточная востребованность интеллектуально – нравственных ресурсов уроков русского языка и творческих возможностей учащихся;

4)    низкие результаты творческого задания ЕГЭ; то есть уровня умений связанных с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.

В этой связи в преподавании становится актуальной мысль  о единстве и взаимодействии языка, культуры и личности в процессе развития этой личности. Именно русский язык как предмет духовный, мировоззренческий является сильнейшим средством воспитания и играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру, приобретении ценностных ориентиров, приобщении к национальной культуре и духовным богатствам, хранимым языком.

Обучение  родному языку в отечественной методике рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды.

Новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме, и что родной язык  формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности.

Методическим средством, которое служит основой ее создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроках не искусственной, а совершенно естественной.

 Важно иметь в виду, что  задача создания развивающей речевой среды («пространства культуры») – задача не только уроков русского языка и литературы. Ее следует отнести и к одной из главных задач школы в целом. Тогда слово «культура» можно рассматривать и шире и педагогически значимее: культура мысли, диалога, поступка, памяти, личности, культура урока.

 

 Следует отметить, что творческие поиски методики преподавания русского языка в школе привели к использованию нескольких интересных методически обоснованных подходов и путей решения этого вопроса. Среди них: интегрированное преподавание русского языка и литературы, концептная методика (теория и практика обучения оптимальным средствам введения в культуру сквозь призму языка), обращение к прецедентным текстам (то есть, тексты, значимые для личности в познавательном и эмоциональном отношениях; имеющие сверхличностный характер, хорошо известные широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников).

 Являясь опорной, ключевой единицей курса русского языка, текст позволяет:

ü по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в школьном курсе русского языка;

ü обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;

ü органически связать изучение нового и повторения;

ü ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;

ü обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей (курса русского языка и литературы);

ü усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую интеллектуальное развитие учащихся.

Представляется важным уточнить, что в работе учащихся над текстом важно не только умение видеть его составные части, но и прежде всего, понимать их взаимодействие в единое целое.

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

Учитель с помощью текста создает необходимые условия для обогащения словарного запаса школьников определенных тематических групп: искусство, культура, Родина, слово, нравственность, язык и другие.

В организации работы над текстом важны отбор слов, порядок их расположения, интонация, движение мысли и выражение авторских чувств. И само обращение к тексту (чтение и анализ) приближает к разгадке авторского замысла, углубляет их непосредственное читательское восприятие, а иногда становится событием их внутренней жизни, заставляя иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.

С точки зрения содержания очень важно, на мой взгляд, анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к нему, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Естественно, что эти тексты включаются в уроки русского языка наряду с другими. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.д. Эти темы используются в контрольно – измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку. Выпускникам предлагается выявить проблему, опираясь на художественный текст. При этом самого пристального внимания учителя требуют эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.

В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики узнают особенности всех стилей (разговорного и книжных: научного, научно-популярного, официально-делового, публицистического, художественного). Однако, если рассматривать текст как основу создания на уроках развивающей речевой среды, как средство духовно-нравственного становления личности, то при отборе конкретного материала особое внимание обращается на художественные и публицистические произведения (отрывки из них).

Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Наша задача – обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения, ясное понимание того, что текст – это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические), что именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность и  монолитность, присущие тексту.

Особую роль в этом отводится комплексной работе с текстом, в процессе которой учащиеся ведут диалог с текстом, учатся методу медленного чтения, что помогает творческому восприятию текста, приближает к разгадке авторского замысла. Это творческая работа, требующая интеллектуально-нравственных усилий, направленная на углубление филологического понимания текста, решает задачи не только обучения, но и воспитания ученика как личности.

        

Комплексная работа с текстами разных стилей обычно проводится на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения темы, раздела). К одному тексту возможно предложить много разнообразных заданий речеведческого и языкового характера. Следует уточнить, что на уроке ученик имеет возможность выбора заданий, что является одной из предпосылок восприятия учебной ситуации как естественной. Разнообразные задания и вопросы к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам, причем задания к тексту, ориентированные на работу по орфографии и пунктуации, разные виды разборов учителя обычно используют для домашнего задания. Таким образом, самостоятельно выполняя домашнюю работу, ученик продолжает общаться с текстом, с тем, что происходило на уроке: от текста — к слову, к предложению, к тексту. Даже словарные диктанты могут включать материал, отобранный из анализируемого текста. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы на уроке, очень важен для создания на занятии развивающей речевой среды. Комплексная работа с текстом — это многоаспектная деятельность, включающая элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого (филологического) анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев — к пересказу, к изложению.

Таким образом, еще раз подчеркнем актуальную для школьного преподавания мысль о единстве ключевых понятий:

ТЕКСТ — РЕЧЕВАЯ СРЕДА — ЧУВСТВО ЯЗЫКА — ПАМЯТЬ — ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ — ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ — ТЕКСТ.

 

×
×