Автор: Жукова Юлия Андреевна
Ручной труд в подготовительной группе
(из опыта работы)
Жукова Юлия Андреевна
воспитатель
МАДОУ «Лидер» г.Пермь
Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Что в дальнейшем поможет ребёнку в школе.
Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. В работе используются такие виды труда, как: моделирование, конструирование из бумаги (оригами), шитье, бисероплетение, изготовление поделок из природного материала, теста, бросового материала.
По мимо развития художественных и творческих способностей, ручной труд способствует решению следующих задач:
1. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
2. Формировать у детей умение самостоятельно делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, украшения на елку, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей.
3. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр.
4. Учить экономно и рационально расходовать материал
5. Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы.
Методические приемы, применяемые в ручном труде:
1. Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение).
2. Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции).
3. Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания).
4. Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений).
5. Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:
1. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.
3. Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.
4. Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Детям очень нравится заниматься такими видами труда, так как они дают возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие.