Русские народные игры-забавы с дошкольниками, как опыт передачи духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Автор: Демичева Елена Андреевна

Русские народные игры-забавы с дошкольниками, как опыт передачи духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

 

Русские народные игры забавы  это наследие, которое принадлежит народу. Веками они создавались и сохранили свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать из поколения в поколения.

 Приобщение дошкольников в современном обществе к духовно-нравственным и социокультурным  ценностям  становится актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-понимание своих национальных особенностей;

-формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

 Игры – забавы  как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Цель : передача опыта духовно-нравственных и социокультурных ценностей через народные игры и забавы.

Игры-забавы    являются неотъемлемой частью   интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.   Игры были   непременным элементом народных обрядовых праздников и наша задача сохранить их.

В народных забавах  есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных забав.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в процессе.

Классификация игр многозначна.

 Это и:

·         Хороводные

·         Игры с диалогом;

·         Игры-соревнования;

·         Подвижные игры.

·         Словесные игры

·         Игры-забавы

В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры-забавы  передавались из уст в уста из поколения в поколение.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игры-забавы  – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

Мы  используем  народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры — «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Использование народных игр в работе с детьми позволило нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Помимо подвижных игр меня заинтересовали игры -забавы, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Полистав интернет ресурсы я поняла что, некоторые из их, нигде теперь просто не достать и не купить. Но можно изготовить при желании самим.

Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?

Детские забавы на Руси всегда были больше, чем просто веселое время препровождение. Игры были частью воспитания, они развивали смекалку, выносливость, ловкость, являлись физическими нагрузками и даже культурным событием. Не секрет, что обязательной частью любого широкого гулянья были народные забавы-игры, в которых участвовали и дети, и взрослые

Русские народные игры — забавы, отражающие национальную культуру, можно условно разделить на 4 раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял.

 Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры  «Горелки», «Ходульки».

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел — «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

 Во второй раздел входят народные игры  «Коняшки», «Закрути верёвку», «Бирюльки».

С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

 К этому разделу относятся «Веретено-калечина-малечина», «Блошки», «Бабки», «Закидушка»

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.

 В этот раздел входят игры «Волчок», «Кубарь», «Перетягивание каната», »Кулачный бой».

Как известно, народные забавы  широко используются при проведении праздников, посвящённых различным календарным датам. Народный праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая вместе с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста, постепенно усложняя и углубляя его.

Воспитание средствами русских народных игр –забав дает детям осознание своей сопричастности не только семье, группе, команде, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.

 

 

 

Заключение

 Проведённая работа показала, что народные забавы  интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Народные игры-забавы способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

“Человек без знаний – что дерево без корней”. Эта казахская пословица имеет глубокий смысл и относится не только к знаниям, полученным в школе, но и к знаниям основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа. Именно эти корни создают “ствол и крону” национальной культуры и национального самосознания, помогают национальному “дереву” расти среди других, непохожих на него.

Необходимо не просто пассивно созерцать национальную культуру, а жить полноценной жизнью своего народа и гордиться тем, что ты являешься его представителем.

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

 

Список литературы

1.     Белкина В.Н., Захарова Т.А. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Ярославский пед.вестник -2011г. № 4 – том 2.

2.     «Дошкольное образование» № 20,2012. Этнокультурная компетентность педагога.

3.     Лямина Л.А. «Народные игры в детском саду» Творческий центр. Сфера, Москва 2009.

4.     Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.     Интернет ресурсы.



×
×