С друзьями веселей: как формируется дружба в детском саду

Автор: Новикова Оксана Сергеевна

С друзьями веселей: как формируется дружба в детском саду

Автор: Новикова Оксана Сергеевна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №111» г. Перми

Как здорово наблюдать за детьми, которые, взявшись за руки, бегут по участку, прячутся вместе в домике или радостно зовут друг друга: «Пойдём играть!» Кажется, вот она – настоящая дружба! Но что стоит за этими детскими связями, как вообще формируется дружба в дошкольном возрасте – и какую роль в этом играем мы, взрослые?

Дружба по-дошкольному

У малышей всё иначе. Дружба у них не про «всегда вместе» и «доверяю как себе». Это может быть:

– «Мы любим одинаковую игру»,

– «Он со мной делится»,

– «Она меня позвала играть».

Дошкольники чаще всего выбирают друзей по интересам – а интересы могут меняться хоть каждый день. Сегодня «мы лучшие друзья», а завтра «я с тобой не дружу» – и это нормально. Эмоции у детей сильные, но устойчивость отношений ещё только формируется.

Что важно для настоящей детской дружбы?

Чтобы у ребёнка появились устойчивые, тёплые отношения со сверстниками, нужно, чтобы развивались:

– Навыки общения – как подойти, что сказать, как пригласить поиграть.

– Эмоциональная чуткость – понимать, когда друг расстроился или обиделся.

– Умение договариваться – кто будет первым, что будем строить, во что играть.

– Способность переживать конфликты – ведь ссоры бывают даже у самых близких.

И всё это – большая, серьёзная работа. Именно в детском саду ребёнок учится жить в коллективе, уступать, ждать, прислушиваться. Не всегда гладко, не всегда сразу – но с каждым днём лучше.

Какие трудности встречаются?

– Одиночество – кто-то не может найти себе компанию, стесняется подойти.

– Импульсивность – ребёнок быстро обижается, дерётся, отталкивает.

– Нежелание делиться – игрушки становятся поводом для ссор.

– Игра «в дружбу против кого-то» – когда дети объединяются, исключая других.

Каждая такая ситуация – это не «проблема ребёнка», а сигнал, что ему нужна помощь в развитии навыков общения. И здесь как раз важна роль взрослого – внимательного, терпеливого, поддерживающего.

Что может сделать педагог и родитель?

– Быть рядом – замечать, кто одинок, кто часто ссорится.

– Помогать находить слова – «Скажи: “Давай вместе играть”», «Спроси: “Можно с вами?”».

– Учить выражать эмоции словами – «Ты расстроился, потому что тебя не взяли? Давай поговорим».

– Разрешать конфликты без обвинений – не «кто виноват», а «что вы чувствуете и как договориться».

– Играть вместе – в ролевых играх отлично отрабатываются социальные роли и навыки.

– Не навязывать дружбу – у ребёнка должно быть право выбирать, с кем ему комфортно.

Почему это важно?

Первые отношения с друзьями – это основа для будущих социальных навыков. Именно в детстве мы учимся быть вместе, разделять радость, поддерживать, сопереживать. А ещё – отстаивать свои границы и понимать других.

И, может быть, тот, с кем сегодня ребёнок делит совочек в песочнице, станет его другом на многие годы.

×
×