Автор: Горобинская Татьяна Александровна
Каждый человек обладает исключительной способностью управлять своей деятельностью, то есть, совершать какие-либо действия и контролировать их. При накоплении собственного опыта у человека формируется некий внутренний механизм, который мы называем самоконтролем.Самоконтроль играет весомую роль в обучении дошкольников, в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, самоконтроль обозначен как регулятивное универсальное учебное действие, которым должны овладеть ребёнок в дошкольном детстве.
В педагогике и методике термин «самоконтроль» имеет различные определения. Но суть всех объяснений одна, самоконтроль – это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном. В словаре социальной психологии В.А. Иванников определяет самоконтроль следующим образом: самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Саморегуляция у детей дошкольников появляется на основе самоконтроля, который выделяет два аспекта: — умение корректировать и проверять свою деятельность; формировать способы самопроверки. Дошкольники понимают задание педагога, но не всегда могут применить их к своей деятельности. Дети начинают применять самопроверку, если этого просит взрослый. А вот самоконтроль появляется при возникновении трудностей и сомнений в выполнении поставленной задачи. Можно сказать, что дети без руководства педагога не используют самоконтроль, но он возникает при взаимопроверки между детьми. Из этого следует, что взаимопроверка стимулирует освоение самокотроля.
Самоконтроль выступает как деятельность, которая направлена на улучшение и устранение недочетов и ошибок в работе ребенка. Можно заменить, что перед тем как ребенок начинает лепить, рисовать или конструировать он делает небольшую остановку и только потом начинает работу. Так действует самоконтроль, у детей проявляется интерес к их деятельности, появляются дополнительные вопросы по выполнению задуманной работы. Но при этом дети отталкиваются от объяснения воспитателя, они стараются выполнять работу самостоятельно, в их поведении происходят изменения, которые обуславливаются сосредоточенностью и внимательностью.
Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека .На основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца действий самоконтроль позволяет дошкольникамследить за своей деятельностью, её результатами и помогает сознательно регулировать её. Чтобы создать комфортные условия для накопления детьми опыта контроля, можно использовать комплекс, ряд заданий, которые будут усложняться и стимулировать развитие итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12 № 273-ФЗ) дошкольное образование является первым уровнем общего образования, где индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл. Основные образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.Педагогическая реальность предъявляет высокие требования к задачам, методам и содержанию образования ребенка дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования детство рассматривается в ценностной системе координат, где ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и Э. М. Дорофеевой один из ожидаемых результатах образовательной организации дошкольников является регуляторные способности, то есть самоконтроль и коррекция.