-«Самообразование педагога-главный ресурс повышения профессионального мастерства

Автор: Бамм Резеда Рамильевна

В нормативном документе «Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы» определена главная цель: совершенствование системы воспитания обучающихся, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой инициативной, компетентной личности. Обозначена стратегическая цель в области образования — обеспечение доступности качественного образования и воспитания, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Татарстан, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы. Основными нормативно-правовыми документами, определяющими работу с обучающими в этом направлении, являются: 

Указ «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины победы в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов» от 25 апреля 2014 года N 417;

 Распоряжение Правительства РТ от 02.01.2014 №1-р (ред. от 29.04.2014) «Об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

Значимость данной проблемы обозначена в ряде документов РФ, одним из которых является Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493; «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации(протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.).

В данных документах выделен ряд задач государственной политики, связанных с патриотическим становлением школьников, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни. Так, в них обозначена обновленная, возрастающая роль преподавателя в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Педагог всегда должен быть профессионалом, носителем определенного ряда ценностей, а сейчас, в новых условиях, он должен еще обладать новыми качествами стиля мышления и деятельности, новым мировоззрением, новым мироощущением и мировосприятием. Учитель был и остается главным действующим лицом российского образования, именно  ему доверено реализовывать самые основополагающие аспекты государственной образовательной политики. В связи с этим повышаются требования к личности педагога, его роли в учебном процессе. От преподавателя требуется не только владение педагогической техникой, но и творческое отношение к работе, так как творчески работающие педагоги создают инновационный потенциал образования.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 — 2025 годы» обозначена цель государственной политики в сфере патриотического воспитания, которая заключается в создании условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Представленный проект патриотического воспитания учащихся средствами разработки и реализации сценария музыкально-творческого мероприятия: «Мы — дети России. Мы против войны!» для младших школьников направлен на совершенствование художественно-эстетического восприятия детей и повышения уровня патриотизма в соответствии с проводимой политикой государства в области Российского образования. Данный проект востребован в новых современных условиях, когда возрастает роль патриотического воспитания детей.

Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социальнополитических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. В тоже время в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества. 

 Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма.

Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. 

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять еѐ богатства и красоту, гордиться еѐ героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

 

Степень изученности проблемы

Вопросы патриотического воспитания всегда находилась в поле зрения отечественных педагогов. Содержанию духовно-нравственных качеств, большое внимание уделяется в научных исследованиях и методических работах таких педагогов, как Ш.А.Амонашвили, О.А. Апраксина, В.М. Бехтерев, Т.Е. Вендрова. Различные аспекты процесса формирования патриотических чувств, патриотизма были рассмотрены следующими учеными: М. П.Бузский, М. Б. Кусмарцев. Музыка в качестве средства формирования патриотизма была использована в работах

В.М.Бехтерева, Т.Е. Вендровой,  М.Л.Афанасьевой.

 

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка сценария музыкально-творческого мероприятия «Мы – дети России. Мы против войны!» для младших школьников, направленного на повышение уровня патриотизма, и его апробация в условиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. 

Объект исследования: Процесс музыкального образования в начальных классах общеобразовательной школе.

Предмет исследования: Патриотическое воспитание учащихся младших классов в рамках внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «патриотизм», «патриотические чувства», «патриотическое воспитание» и основные средства их формирования у учащихся начальной школы.

2.Определить структуру и содержание мероприятия «Мы – дети России. Мы против войны!» в соответствии с задачами нравственно-эстетического воспитания, обсудить и утвердить сценарий мероприятия на заседании методического объединения школы.

3. Подобрать музыкальные произведения в соответствии с тематикой мероприятия; разработать базу материально-технического оборудования зала, организовать подготовительные мероприятия, включая поисковую работу, график репетиций, подготовку костюмов и декораций.

4.Выполнить экспериментальную апробацию разработанного проекта в условиях внеурочной деятельности с учащимися младших классов, направленного на повышение эффективности патриотического воспитания. 

Тип проекта: творческий.

По составу участников: учащиеся 3 класса, учитель музыки, учителя–         предметники, родители.

Проект реализуется в рамках внеурочной деятельности, и включает разработку и реализацию сценария музыкально-творческого мероприятия «Мы – дети России. Мы против войны!» для младших школьников, направленного на совершенствование художественно-эстетического восприятия детей и повышение уровня патриотизма. 

Новизна проекта: заключается в разработке сценария музыкальнотворческого мероприятия «Мы – дети России. Мы против войны!» для младших школьников, направленного на совершенствование художественно-эстетического восприятия детей и повышение уровня патриотизма в соответствии с проводимой политикой государства в области Российского образования. 

Практическая значимость проекта: разработанные в процессе работы материалы могут быть рекомендованы для использования в учреждениях общего и дополнительного образования, в рамках урочной и внеурочной деятельности. Данный проект будет востребован в новых современных условиях воспитания детей, личностно — ориентированного образования.

 

3.Проектное решение

Слово «патриот», по данным «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера, впервые употребил Петр I. Это заимствование из немецкого Patriot или из французского pаtriote — «сын отечества». Слово происходит от латинского patriota, а оно, в свою очередь, от греческого patriotеs — «земляк, соотечественник». Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Согласно трактовке словаря В.И. Даля «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». «Патриот» в определении Современного словаря, это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.  В Словаре русского языка С.И.Ожегова патриотом называется «Человек, одушевленный патриотизмом». Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины» [24]. В Словаре современного русского литературного языка «патриот» определяется как Человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [25]. Автор статьи «Патриотические разночтения» Елена Иваницкая обнаружила в ходе исследования сущности понятия «патриот» примечательную особенность: с середины семидесятых годов ХХ века, в изданиях Словаря Ожегова «готовность к любым жертвам и подвигам» исчезает из определения. С годами и переизданиями из других словарных определений патриотизма смысл жертвенности исчезает также. Объяснение этому, видимо следует искать в изменении общественно-политической ситуации. Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности понятия «патриотизм» и его содержания в современных условиях. Понятия «патриотизм» также не имеет однозначного толкования. Патриотизм — (от греческого πατριώτης— соотечественник, πατρίς — отечество) в трактовке Словаря иностранных слов — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [27]. В античной Греции термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, а термин patriota означал сторонника и защитника своего полиса, хотя история хранит примеры и общегреческого патриотизма. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля «патриотизм» поясняется как «любовь к родине». 

Отличительной особенностью приведенных определений является акцентирование отношений личности к Родине. В основном они сводятся к нравственным чувствам, чего явно недостаточно для раскрытия сущности патриотизма. Обобщая сказанное, отметим, что патриотизм трактуется в различных философских словарях и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины»; и как нравственный и политический принцип, социальное чувство (содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины); и как благородная любовь к Родине как к месту рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности. Более разностороннее представление о патриотизме дает Википедия, определяя его как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Примечательно, что в Краткой философской энциклопедии 1994 года издания, раздел Патриотизм отсутствует. Большой интерес представляют современные (последних десяти лет) трактовки понятия патриотизм, которые содержательно отличаются от определений предыдущих лет и отражают происходящие в обществе глубокие изменения. Сайт Патриотик представляет следующее понимание патриотизма: «Патриотизм — высшая ценность общества, личности, государства. Патриотизм — важнейшее условие возрождения величия России». 

Понятие патриотизм было широко изучено в исследованиях А.Н. Вырщикова, В.С. Горбунова, Н.М. Снопко, Т.М. Суходоловой.Исследователи отмечают, что патриотизм может проявляться в различных формах и на различных уровнях. По форме различают: полисный патриотизм (существовал в античных городах-государствах); имперский патриотизм (поддерживал единство и целостность империи); этнический патриотизм (базируется на чувстве любви к своему этносу); государственный патриотизм (базируется на чувстве любви к государству). 

По определению А.Н. Вырщикова патриотизм — это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявления великодушия и толерантности в отношении других народов [14]. 

В исследовании В.С. Горбунова патриотизм рассматривается как направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [17].

В исследовании Н.М. Снопко подчеркивается, что феномен патриотизма в социокультурном аспекте неразрывно связан с формированием нового образа Отечества — трансформацией российского общества, сменой ценностных ориентиров после раздела СССР в условиях как центробежных, так и центростремительных тенденций. В новых исторических условиях, отмечает автор, происходит становление нового Отечества; определяется и новое культурное явление — патриотизм российского общества, рождение которого представляет собой сложный и противоречивый процесс по причине того, что новый патриотизм является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма и при этом представляет собой новый социокультурный феномен. Как следует из определений, в историко-философском аспекте рассмотрения подчеркивается факт становления нового Отечества в новых исторических условиях с обновленным патриотизмом; в психолого-педагогическим аспекте рассмотрения патриотизма заметную роль играет понимание патриотизма как сферы самоопределения и самореализации; в социологическом аспекте акцентируется внимание на проявлении патриотизма в социальном поведения граждан, которое выступает как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [27].

Приведенные определения дают возможность выявить в общем виде структуру понятия патриотизм, включающую патриотические чувства, патриотические ценности: общественный и нравственный идеал; патриотические отношения: преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы; патриотические действия и поступки. Структура патриотизма в трактовке Т.М. Суходоловой включает в себя: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Патриотическое сознание рассматривается как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально — нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности [28].

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» дано следующее определение «патриотического воспитания»: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В качестве рабочего определения основного понятия исследования было взято определение В.Е.Мусиной, согласно которому: «Патриотическое воспитание это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта [22]. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Ключевыми понятиями исследования были выбраны следующие: «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое воспитание школьников», «патриотическая воспитанность школьников». 

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлѐнных каждым ребѐнком на данном возрастном этапе. Ребенок в этом возрасте должен почувствовать радость познания, научиться трудиться, научится любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях.

Сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребѐнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки. 

Чувство патриотизма, также как эмоционально-образное восприятие музыки, нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству. Чувство патриотизма, нравственность, духовность воспитывается у детей в процессе концертной и социально–значимой деятельности. Это концерты посвящѐнные Дню Семьи, Дню пожилого человека, Дню Матери, встречи и концерты для ветеранов Великой Отечественной войны и труда, праздники, посвящѐнные Дню защитника Отечества, Дню Победы. Например, в канун празднования великой Победы проведение тематического концерта для учащихся начальной школы в форме литературно-музыкальной композиции, рассказы детей чередуются исполнением песен: А.Новиков «Смуглянка», «Эх, дороги», М.Блантер «Катюша», Д.Петербургский «Синий платочек», В.Соловьев-Седой «Вечер на рейде». Изучив данный материал, учащиеся узнают, что песня во все времена имела большую силу, являлась мощным средством агитации людей. 

Обобщение проведенной работы, основанной на теоретическом анализе возможностей музыкально-театральной деятельности, позволило разработать решение задач патриотического воспитания во внеурочной деятельности. Наш проект обусловлен социально – педагогической потребностью в решении задач патриотического воспитания школьника.

Уникальной спецификой данного проекта является изучение исторического опыта жизни реальных героев ВОВ республики Татарстан, их легендарных подвигов.  Дети узнали, что память об этих героях увековечена в названиях улиц и памятниках города Казани и районах Татарстана. Проведена была большая поисковая работа учащимися по поиску судеб без вести пропавших воинов через интернет сайты «Мемориал», «Авиация», доступ к которым был рассекречен недавно, через встречи с односельчанами и их личные воспоминания о героях. Среди найденных материалов и артефактов Великой Отечественной войны, были найдены вещи и документы, принадлежащие когда-то солдатам — родственникам школьников. Это мероприятие вызвало большой интерес и живой отклик у взрослых и детей, что побудило желание начать поиск историй о героях своих семей. По итогам мероприятия дети прочувствовали и осознали какой ценой досталась победа. Это стимулировало интерес к данной теме и побудило к разработке и постановке музыкально-сценической композиции, посвященной трагическим событиям истории Отечества. 

 

Используемые методы и приемы:

1.    Традиционные методы, такие как беседа, рассказ, чтение и т.д.

2.    Метод проблемно-творческого характера, направлен на воспитание образного мышления и творческих способностей учащихся. 

3.    Метод сравнения. Использование этого метода может быть необходимо при выполнении учащимися следующих видов заданий: сопоставить и сравнить различные по жанру песни военных лет; 

4.    В работе используются игровой и деятельностный методы. Методы создания специальных эстетических ситуаций или ситуации «погружения» в среду духовно-нравственных ценностей.

Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план работы для учащихся с использованием педагогических технологий, реализуемые во внеурочной музыкальной деятельности, способствующие раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру

При составлении плана мы руководствуемся следующими принципами:

1.Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у ребят возникает потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у них  чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает им  включиться в взаимодействие по тексту.

2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с историческим прошлым. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3.Принцип наглядности не менее важен в ходе занятий с учащимися. Предполагает использование наглядных средств, с помощью которых создаѐтся развѐрнутая картина действий и результата, использование приѐмов инсценирования.

Работа по изучению знаменательных дат ВОВ включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребѐнка на традициях культуры. Образовательную деятельность с использованием песен военных лет мы рассматриваем как яркое общение с учащимися. В данном проекте были использованы следующие образовательные технологии: — сбор и анализ источников, просмотр иллюстраций по истории.

  составление сценария, распределение ролей в рамках подготовки мероприятия; — подготовка и изготовление эскизов декораций и костюмов для театрализованного представления;

  разучивание песен, стихов, танцев.

Скачать статью

×
×