Самостоятельные и служебные части речи

Автор: Бондаренко Лариса Геннадьевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

Актуальность представления урока данного типа (урок изучения нового материала) объясняется тем, что именно на этапе первичного знакомства у обучающихся закладывается представление о том, что будет изучаться, формируется первоначальное представление о предмете разговора, пробуждается интерес к проблеме.

А следовательно, именно этап первого знакомства является одним из самых (если не самым) важных в системе уроков по той или иной теме. Поэтому целесообразно при первоначальном знакомстве сформировать у детей интерес, пробудить в них желание узнать как можно лучше все, что имеет отношение к рассматриваемой теме.

2. Форма представления педагогического опыта – урок изучения нового материала в 5 классе: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи».

3. С точки зрения полученного результата данный педагогический опыт можно считать эффективным. Дети расширили имеющиеся у них представления о частях речи, приобрели новые знания. Кроме того, у них сформировался интерес к теме, так как она предполагает дальнейшее расширение их представлений о морфологии.

4. Ресурсное обеспечение:

учебник,

проектор и экран,

тетради учащихся.

Урок изучения нового материала: структура, проблемы организации деятельности учащихся – 5 класс.

Тема: Морфология. Самостоятельные  и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;

отработать навыки распределения слов по разным группам;

вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

1. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Морфемика».

Вопрос учителя: Что это за раздел?

Ответ ученика: Морфемика – раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

Вопрос учителя: Какие еще разделы лингвистики вам известны?

Ответ ученика: Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

Вопрос учителя: Что изучает каждый из разделов?

Ответ ученика: Фонетика изучает звук, как мельчайшую единицу лексики, синтаксис знакомит нас со словосочетанием и предложением, пунктуация – с постановкой знаков препинания.

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания  и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя: Как называются эти группы?

Ответ ученика: Части речи.

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. (До этого момента темы на экране не было.)

Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении … .

(Текст читает вслух 1 учащийся.)

Вопрос учителя: Назовите тему текста.

Ответ ученика: Части речи.

Вопрос учителя: Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ ученика: Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

Вопрос учителя: Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.

Ответ ученика: Три.

II. «Открытие» детьми нового знания.

(На экране слова)

 

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

 

Вопрос учителя: Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

Вопрос учителя: А те, которые слева?

Ответ ученика: Служебные.

Вопрос учителя: Слова какой группы можно разделить на морфемы?

Ответ ученика: Самостоятельные.

Вопрос учителя: Какая морфема может помочь нам в определении лексического значения слова?

Ответ ученика: Корень.

Вопрос учителя: Какое слово пишется через дефис?

Ответ ученика: Из-за.

Вопрос учителя: К какой части речи оно относится?

Ответ ученика: Предлог.

Вопрос учителя: Какой еще предлог пишется так же?

Ответ ученика: Из-под.

III. Этап осмысления.

Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя: Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

Ответ ученика: Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.)

 

самостоятельные

существительное
прилагательное
числительное
глагол
местоимение
наречие

служебные 

предлоги
частицы
союзы

междометия

 

 

Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя: Приведите примеры из таблицы

Ответ ученика:

Вопрос учителя: Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

Вопрос учителя: К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

Ответ ученика: Научный. Точность, лаконичность, отсутствие  средств выразительности.

IV. Подведение предварительных итогов.

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения  в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

V. Первичное закрепление.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам,
Прикладывайтесь (к) родникам –
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте  (в) изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

Вопрос учителя: К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика: К художественному.

Вопрос учителя: В чем его отличие от научного?

Ответ ученика: Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных  частей речи от служебных.

 

Сделаем синтаксический разбор предложения:

 

Не привыкайте

 

к чудесам –

 

дивитесь 

 

им,

 

дивитесь!

 

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)

(Ученики разбирают на экране)

Вопрос учителя: Сколько частей речи в предложении?

Ответ ученика: 5

Вопрос учителя: А членов предложения? Почему?

Ответ ученика: 3. Слова служебных частей речи являются теми же членами предложения, что и самостоятельные.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Дети работают со 2-ым и 3-им четверостишиями стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.

VII. Подведение итогов.

Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики  части речи изучаются.

VIII. Домашнее задание: §…, упр. … (для всех). Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.

 

×
×