сценарий интеллектуальной игры для детей 11-13 лет

Автор: Маргарита Леонидовна Литвак

Методическая разработка

Интеллектуальной  игры

игра рассчитана на  среднюю возрастную категорию детей 11-13 лет

 

Литвак Маргарита Леонидовна,

методист МБУДО «ЦДОД «Радуга»,

руководитель интеллектуального клуба «Сократ»

 

 

Интеллектуальные игры проводятся в течение учебного года с сентября по апрель. Команды подают заявки на проведение игр, выбирают темы и вид интеллектуальных игр. Оргкомитет ставит цели и задачи игры, проводит подготовительную работу с учащимися, формирует игровые команды.

Ведущий  задает вопрос (вопрос зачитывается только один раз), звучит гонг и начинается отсчет одной минуты, которая дается командам на обсуждение. Звуковой сигнал обозначает, что осталось 10 сек, капитан команды принимает окончательную версию ответа. В клубе не принято отвечать «Нет ответа», всегда есть какая-то версия и именно она записывается в бланк ответа. Заполненные бланки  передаются в жюри. Когда все бланки с ответами переданы жюри, ведущий озвучивает правильный ответ с комментариями. Жюри фиксирует в бланке протокола письменный вариант ответа — 1 балл за правильный ответ. В проведении интеллектуальной игры можно использовать 2-3 человека помощника — «ласточек», их роль заключается в раздаче бланков перед игрой, передаче заполненных бланков ответов от команд в жюри, раздача и сбор раздаточного материала. Эту роль, как правило, выполняют ученики младших классов.

Оборудование и необходимое сопровождение:

1.          Столы для команд игроков (для каждой команды 1 стол, 6 стульев)

2.          Стол, стулья для работы жюри

3.          Музыкальное сопровождение (аппаратура, запись фанфар, фоновая музыка)

4.          Секундомер или любой другой измеритель времени на обдумывание вопросов – 1 минута

5.          Методическое сопровождение (протокол оценки и регистрации команд игроков, приложение 1, раздаточный материал — бланки для ответов команд, приложение 2)

6.          Сценарий (текст вопросов с ответами для ведущих и жюри)

7.          Наградной материал (грамоты и дипломы для участников, кубок для победителей)

Сценарий проведения

интеллектуальной игры, для детей 11-13 лет

Интеллектуальная направлена на развитие конкретных составляющих интеллекта:

  восприятие (величина, объем, удаленность, скорость, точность),

  внимание (устойчивость, сосредоточенность, избирательность),

  мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, классификации),

  логическое мышление (переработка знаний: понятие, суждение, умозаключение),

  память (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная).

 

(ЗВУЧАТ ФОНФАРЫ)

Ведущий 1:  Сегодня в этом зале мы рады приветствовать лучшие команды и самых лучших игроков интеллектуального клуба «Сократ»  Саткинского муниципального района.

Напомним ещё раз правила игры:

Всем игрокам задаются вопросы по теме игры. В течении 1 минуты команды обсуждают  вопрос ,  на бланке пишут свой вариант ответа и один представитель команды приносит бланк с ответом к столику жюри.  Задача команды состоит в том, чтобы как можно больше дать правильных ответов. За каждый правильный ответ команде начисляется  1 балл.

Внимание, 1 вопрос:

 [Чтецу: ненавязчиво выделить голосом слово «первый» в первом предложении].

Внимание, первый вопрос. Специалист по невербальной коммуникации Аллан Пиз заметил: «У вас никогда не будет второго шанса произвести ЕГО».

Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: первое впечатление. Комментарий: оно же первое.

Вопрос 2. Персонажи подобных произведений порой поступают парадоксально. Например, симпатичные старушки сеют сажу, а шакалы швыряются шляпами. Какую жидкость используют в одном из самых известных таких произведений несколько рогатых персонажей?

Ответ: чернила Зачет: черные чернила

Комментарий: в вопросе упомянуты «фразы на одну букву»: «Семь симпатичных старушек сами сеяли себе ситом сажу» и «Шесть шаловливых шакалов швырялись широкополыми шляпами». А четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Кстати, «Персонажи подобных произведений порой поступают парадоксально» – тоже «фраза на одну букву».

Вопрос 3. На западе США на отвоеванных у индейцев землях немало гор с плоскими вершинами, лишенными растительности. Александр Генис пишет, что с этих гор как будто… Закончите его мысль двумя словами.

Ответ: сняли скальп. Зачет: срезали скальп и другие синонимичные ответы.

Комментарий: они похожи на головы, с которых сняли скальп. Недаром эти горы находятся на индейских землях!

Вопрос 4. Цитата: «Твое нежное сердце никогда не изменяло тебе… И если бы все люди из плоти и крови вели себя так же, как ты, насколько краше была бы жизнь на земле!»

Назовите двумя словами того, о ком идет речь в этой цитате.

Ответ: Железный Дровосек.

Комментарий: Железный Дровосек как раз не из плоти и крови. А нежное сердце он получил в подарок от Гудвина. (Огненный бог Марранов)

Вопрос 5. В Древней Греции дети играли в игру под названием «Ночь или день». Начиналась она с того, что плоскую раковину с одной стороны намазывали смолой. Какое животное упоминается в русском названии аналогичного занятия?

Ответ: орёл Комментарий: у нас аналогичное занятие называется «Орёл или решка». Дети подбрасывали раковину и пытались угадать, какой стороной она упадет – светлой или темной.

Вопрос 6. На обложке альбома «Бабло победит зло» группы «Ундервуд» можно увидеть три отверстия – два округлых и одно длинное и узкое. От какого животного получило название то, что изображено на обложке?

Ответ: свинья Комментарий: на обложке изображена свинья-копилка: недаром альбом называется «Бабло победит зло». У свиньи-копилки видны пятачок с двумя ноздрями и прорезь для монеток.

Вопрос 7. Злые волшебники встречаются не только в произведениях Пушкина. Персонаж сказки Игоря Свищёва – злой волшебник, который живет в дремучем лесу и носит красную шляпу. Напишите имя этого волшебника.

Ответ: Мухомор.

Комментарий: ядовитый мухомор растет в лесу, и у него красная шляпа. И имя вполне подходящее для злого волшебника – похоже на пушкинского Черномора.

Вопрос 8. По мнению юмористов, подкованных блох ловить проще, чем обычных. Для этого достаточно подойти к современному холодильнику и взять… Какой предмет?

Ответ: магнит Зачет: магнитик Комментарий: магнит будет притягивать подковы. А магниты сейчас висят почти на всех холодильниках.

Блок 2.

Вопрос 9. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Оле Лукойе» мыши приглашают мальчика Яльмара на свадьбу. Чтобы Яльмар мог туда попасть, Оле-Лукойе уменьшает мальчика. Назовите двумя словами того, у кого мальчик одалживает мундир для свадьбы.

Ответ: Оловянный солдатик

Комментарий: «Стойкий оловянный солдатик» – ещё одна известная сказка Андерсена.

Вопрос 10. В одном из эпизодов мультсериала Симпсоны приезжают на ковбойское ранчо. У Лизы появляется ухажер, и Мардж следит за дочерью. Один раз она для этого разводит в стороны согнутые в локтях и поднятые вверх руки и с риском для здоровья прячется… За каким объектом?

Ответ: за кактусом. Зачет: кактус

Комментарий: кактусам на ковбойском ранчо самое место. А в такой позе фигура Мардж точно повторяет очертания кактуса. И прическа у нее, кстати, подходящая. Прячась за кактусом, можно уколоться.

Вопрос 11. Однажды английский художник 18-го века Уильям Хогарт приехал во Францию. Сойдя на берег в городе Кале, он сразу же начал рисовать. Вскоре его арестовали. Назовите одним словом преступление, в котором обвинили Хогарта.

Ответ: Шпионаж Зачет: синонимичные ответы.

Комментарий: Англия и Франция издавна являлись соперниками. Крепость Кале на севере Франции играла важную роль в обороне страны. Именно ее и стал рисовать Хогарт.

Вопрос 12. Комментатор Первого канала, рассказывая об очередном успехе хозяев Олимпиады в одном из видов спорта, в шутку предположил, что название их страны обязано своим происхождением разговорному слову, обозначающему  спортивный инвентарь. Назовите это слово?

Ответ: велик.

Комментарий: Великобритания блистала в велосипедном спорте.

Вопрос 13. Ножка стола в кабинете полицейского из романа Юна Несбё была сильно разлохмачена, потому что с ее помощью он тренировался надевать… Что?

Ответ: наручники. Зачёт: по слову «наручники».

Комментарий: максимально быстро, эффективно и с нужной стороны.

Вопрос 14. Статья «Один за всех, и все за одного» в журнале «Вокруг света» сопровождается картиной известного русского художника, на которой изображено более десятка персонажей. Потрудитесь назвать эту картину.

Ответ: «Бурлаки на Волге».

Комментарий: это принцип организации бурлацкого труда.

Вопрос 15. В одном произведении ирландского эпоса упоминается игра «мудрость деревяшек». Какое слово, используемое в русском языке только во множественном числе, упомянули бы мы?

Ответ: шахматы.

Комментарий: мудрая игра деревянными фигурами.

Вопрос 16. Раз в год сотрудник Пушкинского дома Александр Розов навещал семьи

других сотрудников. Какие пять букв маленький Петя Дмитриев однажды приписал к фамилии Розова?

Ответ: Дедмо.

Комментарий: Александр работал Дедом Морозом всего института, но маленький Петя его разоблачил.

Запасные вопросы

Вопрос 1. Мариэтт Ди Кристина сравнивает немногословные берестяные грамоты с НИМИ. Назовите ИХ аббревиатурой, которая является палиндромом.

Ответ: SMS.

Комментарий: короткие сообщения на бытовые темы.

Вопрос 2. Александр Куприн советовал путешественникам-туристам не уподобляться верблюдам. Что же, таким образом, не рекомендует делать писатель?

Ответ: Брать с собой много багажа.

Вопрос 3. Японцы говорят: «Барсуки из одной норы». А что в таком случае говорим мы?

Ответ: «Два сапога — пара».

Вопрос 4. В поморской сказке невеста просит жениха подарить ей такой подарок, чтобы его все видели, всех он радовал, и был «всех забав веселее» и «всех цветов цветнее». Жених исполняет желание, достав кусочек ЕГО. Назовите ЕГО двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву.

Ответ: северное сияние. Комментарий: сказка-то северная.

Вопрос 5. Лётный наблюдатель из повести Акунина сравнивает ЭТО с огромным куском сахарной ваты. Назовите ЭТО.

Ответ: облака. Комментарий: персонаж очень любил сладкое.

Вопрос 6. Какими четырьмя словами начинается русская пословица, которая в полном варианте заканчивается так: «… на четвертый забывают»?

Ответ: «Обещанного три года ждут…».

Вопрос 7. Опытные люди утверждают, что покупают на рынке мед, ориентируясь на НИХ. Назовите ИХ.

Ответ: Пчелы.

Комментарий: Возле какого лотка больше пчел, там и мед лучше.

Вопрос 8. Закончите одним словом стихотворение-пирожок (рифма отсутствует):

но больше всех ежи боятся

учителей начальных школ

что каждый август в лес уходят

за парой новых …

Ответ: рукавиц. Зачет: рукавицы

Комментарий: каждый ёж боится, что рукавицы сделают из него.

Ведущий 1: Итак, это был последний вопрос интеллектуальной игры

Для подведения итогов игры объявляется перерыв на 15 минут.

Ведущий 1: (звучат фанфары)

Вы старались, как могли

Свои познания показать,

Пусть кто-то будет впереди

Другим не стоит унывать!

Ведущий 2: Мы провели чудесный день

Нелёгкий конкурс позади….

А результаты этой встречи

Сейчас объявит нам жюри.

/Подведение итогов интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», вручение грамот/

Ведущий 2: Ещё раз поздравляем победителей и дипломантов интеллектуальной игры.

Ведущий 1: На этом мы прощаемся с вами и ждём вас на следующей интеллектуальной игре.

До новых встреч!

 

 

×
×