Автор: Маргарита Леонидовна Литвак
Методическая разработка
Интеллектуальной игры
игра рассчитана на среднюю возрастную категорию детей 11-13 лет
Литвак Маргарита Леонидовна,
методист МБУДО «ЦДОД «Радуга»,
руководитель интеллектуального клуба «Сократ»
Интеллектуальные игры проводятся в течение учебного года с сентября по апрель. Команды подают заявки на проведение игр, выбирают темы и вид интеллектуальных игр. Оргкомитет ставит цели и задачи игры, проводит подготовительную работу с учащимися, формирует игровые команды.
Ведущий задает вопрос (вопрос зачитывается только один раз), звучит гонг и начинается отсчет одной минуты, которая дается командам на обсуждение. Звуковой сигнал обозначает, что осталось 10 сек, капитан команды принимает окончательную версию ответа. В клубе не принято отвечать «Нет ответа», всегда есть какая-то версия и именно она записывается в бланк ответа. Заполненные бланки передаются в жюри. Когда все бланки с ответами переданы жюри, ведущий озвучивает правильный ответ с комментариями. Жюри фиксирует в бланке протокола письменный вариант ответа — 1 балл за правильный ответ. В проведении интеллектуальной игры можно использовать 2-3 человека помощника — «ласточек», их роль заключается в раздаче бланков перед игрой, передаче заполненных бланков ответов от команд в жюри, раздача и сбор раздаточного материала. Эту роль, как правило, выполняют ученики младших классов.
Оборудование и необходимое сопровождение:
1. Столы для команд игроков (для каждой команды 1 стол, 6 стульев)
2. Стол, стулья для работы жюри
3. Музыкальное сопровождение (аппаратура, запись фанфар, фоновая музыка)
4. Секундомер или любой другой измеритель времени на обдумывание вопросов – 1 минута
5. Методическое сопровождение (протокол оценки и регистрации команд игроков, приложение 1, раздаточный материал — бланки для ответов команд, приложение 2)
6. Сценарий (текст вопросов с ответами для ведущих и жюри)
7. Наградной материал (грамоты и дипломы для участников, кубок для победителей)
Сценарий проведения
интеллектуальной игры, для детей 11-13 лет
Интеллектуальная направлена на развитие конкретных составляющих интеллекта:
— восприятие (величина, объем, удаленность, скорость, точность),
— внимание (устойчивость, сосредоточенность, избирательность),
— мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, классификации),
— логическое мышление (переработка знаний: понятие, суждение, умозаключение),
— память (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная).
(ЗВУЧАТ ФОНФАРЫ)
Ведущий 1: Сегодня в этом зале мы рады приветствовать лучшие команды и самых лучших игроков интеллектуального клуба «Сократ» Саткинского муниципального района.
Напомним ещё раз правила игры:
Всем игрокам задаются вопросы по теме игры. В течении 1 минуты команды обсуждают вопрос , на бланке пишут свой вариант ответа и один представитель команды приносит бланк с ответом к столику жюри. Задача команды состоит в том, чтобы как можно больше дать правильных ответов. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
Внимание, 1 вопрос:
[Чтецу: ненавязчиво выделить голосом слово «первый» в первом предложении].
Внимание, первый вопрос. Специалист по невербальной коммуникации Аллан Пиз заметил: «У вас никогда не будет второго шанса произвести ЕГО».
Назовите ЕГО двумя словами.
Ответ: первое впечатление. Комментарий: оно же первое.
Вопрос 2. Персонажи подобных произведений порой поступают парадоксально. Например, симпатичные старушки сеют сажу, а шакалы швыряются шляпами. Какую жидкость используют в одном из самых известных таких произведений несколько рогатых персонажей?
Ответ: чернила Зачет: черные чернила
Комментарий: в вопросе упомянуты «фразы на одну букву»: «Семь симпатичных старушек сами сеяли себе ситом сажу» и «Шесть шаловливых шакалов швырялись широкополыми шляпами». А четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Кстати, «Персонажи подобных произведений порой поступают парадоксально» – тоже «фраза на одну букву».
Вопрос 3. На западе США на отвоеванных у индейцев землях немало гор с плоскими вершинами, лишенными растительности. Александр Генис пишет, что с этих гор как будто… Закончите его мысль двумя словами.
Ответ: сняли скальп. Зачет: срезали скальп и другие синонимичные ответы.
Комментарий: они похожи на головы, с которых сняли скальп. Недаром эти горы находятся на индейских землях!
Вопрос 4. Цитата: «Твое нежное сердце никогда не изменяло тебе… И если бы все люди из плоти и крови вели себя так же, как ты, насколько краше была бы жизнь на земле!»
Назовите двумя словами того, о ком идет речь в этой цитате.
Ответ: Железный Дровосек.
Комментарий: Железный Дровосек как раз не из плоти и крови. А нежное сердце он получил в подарок от Гудвина. (Огненный бог Марранов)
Вопрос 5. В Древней Греции дети играли в игру под названием «Ночь или день». Начиналась она с того, что плоскую раковину с одной стороны намазывали смолой. Какое животное упоминается в русском названии аналогичного занятия?
Ответ: орёл Комментарий: у нас аналогичное занятие называется «Орёл или решка». Дети подбрасывали раковину и пытались угадать, какой стороной она упадет – светлой или темной.
Вопрос 6. На обложке альбома «Бабло победит зло» группы «Ундервуд» можно увидеть три отверстия – два округлых и одно длинное и узкое. От какого животного получило название то, что изображено на обложке?
Ответ: свинья Комментарий: на обложке изображена свинья-копилка: недаром альбом называется «Бабло победит зло». У свиньи-копилки видны пятачок с двумя ноздрями и прорезь для монеток.
Вопрос 7. Злые волшебники встречаются не только в произведениях Пушкина. Персонаж сказки Игоря Свищёва – злой волшебник, который живет в дремучем лесу и носит красную шляпу. Напишите имя этого волшебника.
Ответ: Мухомор.
Комментарий: ядовитый мухомор растет в лесу, и у него красная шляпа. И имя вполне подходящее для злого волшебника – похоже на пушкинского Черномора.
Вопрос 8. По мнению юмористов, подкованных блох ловить проще, чем обычных. Для этого достаточно подойти к современному холодильнику и взять… Какой предмет?
Ответ: магнит Зачет: магнитик Комментарий: магнит будет притягивать подковы. А магниты сейчас висят почти на всех холодильниках.
Блок 2.
Вопрос 9. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Оле Лукойе» мыши приглашают мальчика Яльмара на свадьбу. Чтобы Яльмар мог туда попасть, Оле-Лукойе уменьшает мальчика. Назовите двумя словами того, у кого мальчик одалживает мундир для свадьбы.
Ответ: Оловянный солдатик
Комментарий: «Стойкий оловянный солдатик» – ещё одна известная сказка Андерсена.
Вопрос 10. В одном из эпизодов мультсериала Симпсоны приезжают на ковбойское ранчо. У Лизы появляется ухажер, и Мардж следит за дочерью. Один раз она для этого разводит в стороны согнутые в локтях и поднятые вверх руки и с риском для здоровья прячется… За каким объектом?
Ответ: за кактусом. Зачет: кактус
Комментарий: кактусам на ковбойском ранчо самое место. А в такой позе фигура Мардж точно повторяет очертания кактуса. И прическа у нее, кстати, подходящая. Прячась за кактусом, можно уколоться.
Вопрос 11. Однажды английский художник 18-го века Уильям Хогарт приехал во Францию. Сойдя на берег в городе Кале, он сразу же начал рисовать. Вскоре его арестовали. Назовите одним словом преступление, в котором обвинили Хогарта.
Ответ: Шпионаж Зачет: синонимичные ответы.
Комментарий: Англия и Франция издавна являлись соперниками. Крепость Кале на севере Франции играла важную роль в обороне страны. Именно ее и стал рисовать Хогарт.
Вопрос 12. Комментатор Первого канала, рассказывая об очередном успехе хозяев Олимпиады в одном из видов спорта, в шутку предположил, что название их страны обязано своим происхождением разговорному слову, обозначающему спортивный инвентарь. Назовите это слово?
Ответ: велик.
Комментарий: Великобритания блистала в велосипедном спорте.
Вопрос 13. Ножка стола в кабинете полицейского из романа Юна Несбё была сильно разлохмачена, потому что с ее помощью он тренировался надевать… Что?
Ответ: наручники. Зачёт: по слову «наручники».
Комментарий: максимально быстро, эффективно и с нужной стороны.
Вопрос 14. Статья «Один за всех, и все за одного» в журнале «Вокруг света» сопровождается картиной известного русского художника, на которой изображено более десятка персонажей. Потрудитесь назвать эту картину.
Ответ: «Бурлаки на Волге».
Комментарий: это принцип организации бурлацкого труда.
Вопрос 15. В одном произведении ирландского эпоса упоминается игра «мудрость деревяшек». Какое слово, используемое в русском языке только во множественном числе, упомянули бы мы?
Ответ: шахматы.
Комментарий: мудрая игра деревянными фигурами.
Вопрос 16. Раз в год сотрудник Пушкинского дома Александр Розов навещал семьи
других сотрудников. Какие пять букв маленький Петя Дмитриев однажды приписал к фамилии Розова?
Ответ: Дедмо.
Комментарий: Александр работал Дедом Морозом всего института, но маленький Петя его разоблачил.
Запасные вопросы
Вопрос 1. Мариэтт Ди Кристина сравнивает немногословные берестяные грамоты с НИМИ. Назовите ИХ аббревиатурой, которая является палиндромом.
Ответ: SMS.
Комментарий: короткие сообщения на бытовые темы.
Вопрос 2. Александр Куприн советовал путешественникам-туристам не уподобляться верблюдам. Что же, таким образом, не рекомендует делать писатель?
Ответ: Брать с собой много багажа.
Вопрос 3. Японцы говорят: «Барсуки из одной норы». А что в таком случае говорим мы?
Ответ: «Два сапога — пара».
Вопрос 4. В поморской сказке невеста просит жениха подарить ей такой подарок, чтобы его все видели, всех он радовал, и был «всех забав веселее» и «всех цветов цветнее». Жених исполняет желание, достав кусочек ЕГО. Назовите ЕГО двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву.
Ответ: северное сияние. Комментарий: сказка-то северная.
Вопрос 5. Лётный наблюдатель из повести Акунина сравнивает ЭТО с огромным куском сахарной ваты. Назовите ЭТО.
Ответ: облака. Комментарий: персонаж очень любил сладкое.
Вопрос 6. Какими четырьмя словами начинается русская пословица, которая в полном варианте заканчивается так: «… на четвертый забывают»?
Ответ: «Обещанного три года ждут…».
Вопрос 7. Опытные люди утверждают, что покупают на рынке мед, ориентируясь на НИХ. Назовите ИХ.
Ответ: Пчелы.
Комментарий: Возле какого лотка больше пчел, там и мед лучше.
Вопрос 8. Закончите одним словом стихотворение-пирожок (рифма отсутствует):
но больше всех ежи боятся
учителей начальных школ
что каждый август в лес уходят
за парой новых …
Ответ: рукавиц. Зачет: рукавицы
Комментарий: каждый ёж боится, что рукавицы сделают из него.
Ведущий 1: Итак, это был последний вопрос интеллектуальной игры
Для подведения итогов игры объявляется перерыв на 15 минут.
Ведущий 1: (звучат фанфары)
Вы старались, как могли
Свои познания показать,
Пусть кто-то будет впереди
Другим не стоит унывать!
Ведущий 2: Мы провели чудесный день
Нелёгкий конкурс позади….
А результаты этой встречи
Сейчас объявит нам жюри.
/Подведение итогов интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», вручение грамот/
Ведущий 2: Ещё раз поздравляем победителей и дипломантов интеллектуальной игры.
Ведущий 1: На этом мы прощаемся с вами и ждём вас на следующей интеллектуальной игре.
До новых встреч!