Автор: Костин Сергей Геннадьевич
Подростковый возраст — это самый трудный из детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте также стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого периода — самопознание, самовыражение, самоутверждение. Поэтому часто, для того чтобы утвердиться в среде сверстников, многие подростки и приобщаются к вредным привычкам.
В последнее время мы все больше замечаем подростков подверженных влиянию вредных привычек. Что сказывается на их здоровье, успеваемости, взаимоотношениям и поведении Современный ребёнок, подросток живёт в мире информационной перенасыщенности. К сожалению, взрослые часто не могут контролировать тот поток информации, который получает ребёнок из различных источников. А дети, в большинстве своём не умея фильтровать поступающую им информацию из интернета, часто принимают фейковую информацию за реальную, ложные ценности за истинные.
Данный методический кейс призван помочь учителю, классному руководителю:
— закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни,
— способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров,
— научить конструктивным способам выхода из ситуации, когда на детей оказывается негативное воздействие,
— формировать толерантность, ответственность за свои поступки,
Для решения поставленных целей и задач, предлагается использование следующих методов работы:
1. Проведение классного часа «Путешествие в Жизнь»
2. Проведение тестирования по определению уровня знаний учащихся о здоровом образе жизни
3. Проведение школьной акции «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
Сценарий классного часа «Я выбираю Жизнь»
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о нашей жизни. Что такое, по-вашему, Жизнь? Из чего же она состоит?
Ребята отвечают. (учёба, родители, работа, друзья, здоровье и др.)
Учитель: Вы правильно заметили, что здоровье, одна из главных составляющих полноценной жизни и ребёнка и взрослого. Вот о нём-то мы и поговорим. Вернее, даже не здоровье, а о том, что мешает быть людям здоровыми. О привычках. О вредных привычках.
К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко.
Ученик выступает с докладом об истории вредных привычек:
Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример — использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. «злака радости» (опиумного мака). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению.
Слово «алкоголизм» ввёл в обиход шведский врач Гусс в середине XIX века. Но само пьянство существует не одно тысячелетие. Раньше оно не носило характера массового распространения. В Древней Греции употреблялось только сильно разбавленное вино. Тот, кто пил чистое вино, считался пьяницей и подвергался изгнанию. Это было событием чрезвычайным. В Древнем Риме вино не имели права пить мужчины моложе 30 лет.
Есть точные сведения, когда стала известна водка в России. В 1428 году (не на много раньше, чем табак прибыл в Европу) водку привезли в Россию из Генуи. Правда, как только в России познакомились с её действием, ввоз водки тут же был запрещён. Изредка ею пользовались в лечебных целях, причём дозы, назначаемые лекарями, не превышали никогда пол-ложки.
Лишь почти полтора столетия спустя, водка стала распространяться на Руси. Это было при Иване Грозном, по распоряжению которого в Москве был открыт первый «Царёв кабак». Впрочем, Грозный царь скоро спохватился и запретил пить водку всем, за исключением своих опричников. Только при Петре I водка стала поступать в России в открытую продажу.
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.
На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки — кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки). Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева — Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе, в Чили в 1545 году появилась конопля.
До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак — спутник Колумба Родриго де Херес — по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай.
Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример — вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум.
К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. В 1839 году разразился конфликт: китайское правительство уничтожило большой груз опиума, принадлежавший английским и американским торговцам. Началась первая опиумная война. Британия победила и по Нанкинскому договору 1842 года получила, в числе прочего, права на использование портов Гонконга в качестве компенсации за уничтоженный груз опиума. Торговля продолжалась и в 1856 году привела ко второй войне. Эта вторая опиумная война закончилась в 1858, и по условиям Тиенсинского договора Китай продолжал импортировать опиум, но мог устанавливать большие таможенные пошлины. Торговля опиумом сократилась и в конце концов прекратилась только в начале двадцатого века, когда во всем мире началась кампания за разрешение использования наркотиков только в медицинских целях (как обезболивающие препараты).
В двадцатом веке в Европе и Америке употреблялись практически одни и те же наркотики. Интересно, что много новых или «хорошо забытых старых» наркотиков было освоено сначала в Соединенных Штатах, и затем они распространились в других странах, так что Америка как бы задавала тон в международном потреблении наркотиков.
Табак как представитель дикой флоры был известен в древности в Европе, Азии, Африки. Листья его сжигали на костре, их дым оказывал на людей одурманивающее действие.
Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением. Во время своего первого путешествия в Новый Свет в 1492 году он увидел, как жители Кубы «сосали» тлеющие листья каоба . Трубки для вдыхания курительной смеси назывались табако, от них произошло слово «табак».
Нюхательный табак был завезён во Францию в 1559 году Жаном Нико., в 1586 в Англию Френсисом Дрейком.
Жан Нико впервые выделил из табака сильнодействующее вещество, никотин, названное его именем.
В Россию табак пришёл в начале 17 века. До Петра Первого курение на Руси не одобрялось, а Пётр Первый начал его поощрять как признак европейского стиля.
По настоящему массовым курение стало после первой мировой войны.
Как видно из приведённых примеров, наркотики, курение, алкоголь давно стали составляющей частью человеческого бытия.
Таким образом, в истории были времена, когда вредные привычки запрещались, и времена, когда их распространение поддерживалось властями.
Учитель: Спасибо за доклад. Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми в конечном счёте приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков. Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.
Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики.
Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют.
Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать «никотина», возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.
Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина.
Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.
Глия — это соединительная ткань, то есть — белое вещество головного мозга, в котором живут нервные клетки, составляющие его серое вещество. Соотношение этих тканей в головном мозге — примерно 90 и 10 процентов, так что попав из желудочно-кишечного тракта в кровь и лимфу, алкоголь обязательно и надолго депонируется в белом веществе головного мозга и уродует среду обитания нервных клеток. Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в головной мозг, в результате начинается кислородное голодание, мозговые клетки гибнут, что и приводит к головной боли, ухудшаются процессы мышления, ослабевает память. Это иначе медики называют «алкогольным слабоумием». Происходит своеобразная «пьяная мутация личности», что за последние десятилетия стало типичным для русского народа.
В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики.
Потребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.
Знание всегда делает человека взрослым, самостоятельным. А взрослый — это тот, кто умеет делать правильный выбор. И если вы будете знать всю правду о вредных привычках, то наверняка сумеете отказаться от предложения «друзей» попробовать вредное зелье, сигарету или алкоголь. А для этого нужно научиться говорить «нет» тем, кто оказывает на вас отрицательное давление. Давайте с вами представим ситуацию, когда ваш знакомый предлагает попробовать что-то из того, о чём мы с вами говорили. Я приглашаю два человека, один – читает ситуацию. Другой предлагает свой вариант ответа. Для помощи, я предложу листок с вариантами ответов (Приложение №1). Все остальные внимательно смотрим и обсуждаем данную ситуацию.
Приглашаются два ученика.
1 ситуация.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
— Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать.
2 ситуация.
Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик (сигарету, алкоголь) за «компанию».
— Эй, друган!
— Чего тебе?
— Есть закурить?
— Не курю.
— А у меня есть. Давай покурим.
3 ситуация.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
— Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку.
— А что здесь?
— Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому.
Ребята разыгрывают ситуации. Остальные ребята обсуждают варианты ответов. Учитель направляет, помогает выбрать правильный ответ.
Учитель: Вы видите, что приемов отказа очень много. Надеюсь, вам не придется воспользоваться ими. Но если возникнет такая критическая ситуация, то я уверена, что вы с честью выйдете из неприятного положения. Многие подростки, попадая в затруднительное положение, не находят из него выхода. Не чувствуя поддержки и понимания взрослых, они замыкаются. В такой период ребят охватывает отчаяние, депрессия, мрачное настроение становится их постоянным спутником. А вы умеете бороться с плохим настроением?
1- й ученик: Бороться с плохим настроением можно с помощью движения. Дело в том, что физическая нагрузка дарит человеку мышечную радость. Итак, всех, кто делает свой выбор в пользу здорового образа жизни, прошу встать и повторять за мной движения.
Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:
Я — человек!
Всегда готов встать рядом или впереди.
Протянуть руку помощи.
Легко нагнуться к малому или слабому.
Подставить плечи под груз тревог или забот.
Обернуться к отставшим.
Дотянуться до мечты.
Перепрыгнуть через усталость и боль.
Пронести через свою жизнь дружбу и любовь.
Бороться с собственностью ленью.
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.
И повторить весь комплекс опять сначала и до победы!
Ученик-ведущий показывает движения. Все остальные повторяют за ним.
2-й ученик: Способствуют повышению настроения и добрые слова.
Действительно, на многих людей благотворно влияют наша поддержка и сочувствие. Многие знаменитые люди считают, что нельзя откладывать жизнь на потом. Нужно уже сейчас говорить друг другу добрые слова. Я хочу, чтобы вас окружали верные друзья! А какие бы вы добрые слова и слова поддержки хотели бы сказать своим друзьям, друг другу?
Ребята говорят добрые слова.
Учитель: Молодцы! Я думаю, что все вы согласитесь, что, выбирая здоровый образ жизни, вы заряжаете свою жизнь позитивом и добром. Выбирая здоровье, мы выбираем Жизнь!
И напоследок, я хочу рассказать вам одну притчу.
Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» — Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».
Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».
Я хочу, ребята, чтобы и вы помнили: ваша будущая судьба — только в ваших руках. Спасибо вам за вашу работу и отзывчивость. Я надеюсь, что мы сегодня сделали с вами выбор в пользу здорового образа жизни, научились обсуждать проблемы и не бояться говорить «нет» плохим привычкам.
На этом, наш классный час подошёл к концу.
Приложение 1(к классному часу)
Пятьдесят способов сказать «нет» в ситуации наркотической (алкогольной и т. д.) провокации
1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
2. Я больше в этом не нуждаюсь.
3. Я не курю.
4. Непохоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
5. Я не собираюсь засорять организм.
6. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
7. Не сегодня или не сейчас.
8. Я думаю, что мне это не стоит начинать до тех пор, пока я не буду иметь свои деньги.
9. Нет, не хочу неприятностей.
10. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
11. Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
12. Мои родители меня убьют.
13. Я таких вещей боюсь.
14. А почему, как ты думаешь, это называется дурманом?
15. Как-нибудь в другой раз.
16. Эта дрянь не для меня.
17. Нет, спасибо.
18. Если тренер узнает, он заставит меня бегать 20 кругов.
19. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев (два года и т.д.).
20. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой.
21. Ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.).
22. Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
23. Не думаю, что они достаточно об этом знают.
24. Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено по возрасту законом.
25. Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
26. Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.
27. Я за витамины.
28. Нет, спасибо, препаратов не хочу.
29. Я и без этого прекрасно себя чувствую.
30. Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться.
31. Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция.
32. Я вчера поздно лег спать, у меня и без того глаза красные.
33. Нет, я за рулем.
34. Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.
35. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
36. Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и слышал, что дым вредит легким.
37. Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет.
38. Эти химические радости не для меня.
39. Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
40. Мне не хочется умирать молодым.
41. Нет, я и так много воюю с родителями.
42. Нет, когда-нибудь я захочу иметь здоровую семью.
43. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
44. Я хочу быть здоровым.
45. Это мне ничего не дает.
46. Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза.
47. Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют.
48. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить.
49. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.).
50. Меня все еще контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было два года назад.
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
1. Определите, что такое личная гигиена:
а) перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний
б) выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний
в) совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья +
2. Что является важным для здорового образа жизни?
а) рациональное питание+
б) личная и общественная гигиена
в) курение
3. Фактор, который не оказывает влияние на здоровье человека:
а) наследственность
б) экологическая обстановка
в) уровень развития науки +
4. Выберите продукты, которые должны быть исключены из рациона здорового человека:
а) кисломолочные продукты
б) фаст фуд +
в) овощи и фрукты
5. Что должен сделать человек после того, как поработал?
а) отдохнуть +
б) заняться домашними делами
в) выполнить комплекс упражнений
6. К вредным привычкам не относится:
а) курение
б) просмотр мультфильмов +
в) алкоголь
7. Не относится к алкоголю:
а) лимонад +
б) вино
в) пиво
8. Укажите неверное высказывание:
а) надо сочетать труд и отдых
б) надо чистить обувь и одежду
в) малоподвижный образ жизни полезен +
9. Что такое здоровый образ жизни?
а) лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий
б) индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья +
в) перечень мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья
10. Авицена в книге «Канон врачебной науки» выделил главный фактор, который позволяет сохранить здоровье:
а) режим сна;
б) режим питания;
в) спортивный режим;
г) двигательный режим.+
11. Что вызывает образование раковых опухолей у курильщиков?
а) цианистый водород
б) эфирные масла
в) радиоактивные вещества +
12. Что понимается под режимом дня?
а) порядок выполнения повседневных дел
б) установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, сон, питание и отдых +
в) перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения
13. Какие питательные вещества имеют энергетическую ценность?
а) вода, белки, жиры и углеводы
б) белки, жиры, углеводы +
в) белки, жиры, углеводы, минеральные соли
14. «Здоровье» в уставе Всемирной организации здравоохранения означает следующее:
а) Состояние полного физического, душевного и социального благополучия. +
б) Способность организма к выполнению профессиональных функций.
в) Отсутствие болезни.
15. Закаливание это:
а) переохлаждение или перегрев организма
б) выполнение утренней гигиенической гимнастики
в) повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям +
16. Что такое утренняя гимнастика?
а) важный элемент двигательного режима, где сосредоточен комплекс физических упражнений +
б) один из методов похудания
в) метод быстрого просыпания
17. Такое количество часов в день можно смотреть телевизор школьнику:
а) 5 часов
б) 6 часов
в) 1 час +
18. Каждые ________ минут во время умственной работы нужно делать физкультурные паузы:
а) 25 – 30 минут+
б) 40 – 45 минут
в) 55 – 60 минут
г) 70 – 75 минут
19. Определите элементы, которые включает в себя здоровый образ жизни:
а) активный отдых; закаливание организма; раздельное питание; гигиена труда; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений;
б) двигательный режим; закаливание организма; рациональное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношении;+
в) двигательный режим; молочное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений;
г) двигательный режим; закаливание организма; вегетарианское питание; гигиена тела; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений
20. Выберите правильную последовательность факторов, от которых зависит здоровье человека:
1) деятельность учреждений здравоохранения
2) наследственности
3) состояние окружающей среды
4) условия и образ жизни
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 4, 1, 3;
в) 4, 3, 2, 1;+
г) 3, 1, 4, 2.
21. На что в первую очередь положительно влияет работа мышц?
а) в целом на весь организм;+
б) преимущественно на суставы;
в) на соединительно-тканные структуры опорно-двигательного аппарата;
г) преимущественно на нервные «стволы», иннервирующие мышцы.
22. Отметьте признаки отравления наркотическими веществами:
а) повышение мышечного тонуса, сужение зрачков, ослабление их реакции на свет, покраснение кожи;+
б) тошнота и рвота, головокружение, кровотечение из носа, кашель, насморк;
в) горечь во рту, беспричинный смех, пожелтение кожи.
.
ШКОЛЬНАЯ АКЦИЯ «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.
1. Выставка рисунков учащихся 1-6 классов «Я выбираю жизнь».
2. Установка в фойе школы при входе «Дерева жизни». Можно нарисовать его на большом листе и повесить в виде большого плаката, а можно изготовить в виде настоящего дерева. Учащиеся класса, проводящего акцию, предлагают другим учащимся прикрепить к дереву листочки, на которых предварительно пишут ответ на вопрос «Что такое жизнь?» (Что для вас значит слово Жизнь)
3. Представители класса-организатора акции раздают листовки «О здоровье». Можно предложить заранее детям нарисовать в виде комиксов листовки и размножить. Или воспользоваться другими источниками информации.
Вариант листовки «О здоровье».
1. Вам следует задуматься о вашем здоровье.
2. Существует множество болезней, которые проявляются только с возрастом, но их корни лежат в молодости.
3. Умейте прощать и не держите обиды.
4. Не расстраивайтесь по пустякам, идите по жизни с оптимизмом.
5. Будьте доброжелательны. Помните, что суматоха и раздражительность негативно влияют на сердечно-¬сосудистую и нервную системы.
6. Цените своих близких и родных людей, проводите с ними больше времени, набираясь
положительных эмоций.
7. Занимайтесь спортом или физическим трудом.
8. Забудьте о вредных привычках.
9. Соблюдайте режим дня. Ложитесь спать и вставайте в одно время. Идеальный сон 7,5 — 8 часов;
10. Найдите для себя хобби, оно разнообразит вашу жизнь.
11. Правильно питайтесь.
12. Почаще гуляйте на свежем воздухе, совершая пешие прогулки по парку, вдали от загазованного автомобилями воздуха.
13. Не падайте духом и не поддавайтесь скуке.